Философия Рассела, развивается в атмосфере, насыщенной наукой. Его первая книга посвящена германской социал-демократии (1896), вторая носит название «Очерк оснований геометрии» (1897). Философия для него составляет единое целое с социальной теорией, психологией, физикой и математикой. Когда он обсуждает специальные вопросы — как, например, в работе «Принципы математики» (1903), — его умение свободно оперировать математическими символами оставляет у непрофессионала чувство, что затруднения, которые он испытывает при чтении этой книги, вызваны только его некомпетентностью.
Всегда считалось, что социология обязана логическому позитивизму своей эмпирической направленностью. Действительно, кодекс эмпиризма (фактически единственное общее методологическое верование, присущее любой современной социологической теории) возник как результат позитивизма. Но не в нем самом, а в спорах вокруг него; не благодаря, а скорее вопреки ему. Чистый позитивизм как раз начинал с разделения суждений на синтетические и аналитические ("первая догма эмпиризма", по Куайну) и, отказываясь от содержательности и метафизики, равно как и от понятий чувственного опыта, основные надежды возлагал на формальность процедур логического вывода.
Как были вынуждены признать, Р. Карнап, Х. Хан и О. Нейрат в манифесте Венского кружка ("Научное миропонимание – Венский кружок") "не существует никакой философии как основополагающей или универсальной науки наряду или над различными областями опытной науки". Новым занятием философов, с подачи Л. Витгенштейна, было признано прояснение высказываний. "Цель философии – логическое прояснение мыслей", заявил Витгенштейн. "Философская работа состоит, по существу, из разъяснений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые философия призвана сделать ясными и отчётливыми".