Введение
«Несовершеннолетний напал (украл, ограбил...)» — никого такие сообщения теперь не удивляют. Убийство — результат взрыва агрессивной энергии, которая долгое время накапливается внутри. Агрессия, утверждает психолог Викулов , не появляется в ребенке просто так. На нее работают, если говорить вкратце, четыре главных фактора. Самый первый и самый важный, безусловно, — семейный. В ситуации правонарушений попадают дети безнадзорные (что не означает «беспризорные»). Семья перестает быть функциональной, когда дети отходят на второй или десятый план. Родители, первоочередной интерес которых — зарабатывание денег или, наоборот, их «пропивание», перестают влиять на детей. Не занимаясь передачей системы ценностей, они в то же время и не ослабляют действие негатива, с которым сталкивается ребенок. Второй фактор — групповой. Безнадзорные дети собираются в группы. Если у каждого в отдельности преобладают негативные нормы поведения, то в группе они только усиливаются. И в группе дети способны совершать тяжкие преступления. Еще один немаловажный фактор — отсутствие цензуры на сцены насилия.
2. Эволюция личности подростка
Из сказанного следует, что эволюция личности подростка с момента, когда он оказывается в русле криминогенной "педагогически организованной деятельности", происходит достаточно быстро и приводит к формированию направленности личности криминального типа. В начале этого процесса подростка еще вполне реально переориентировать в просоциальном направлении путем включения его в групповую социально актуальную деятельность высокого УСД. Позже, когда личность подростка уже выработала антиобщественную систему жизненных ценностей, переориентация существенно затруднена. В течение десятилетий криминогенная "педагогически организованная деятельность" существует в нашем обществе в "свободном" состоянии и приводит к формированию в наши дни таких форм поведения, которые вполне соответствуют описанию Л.Э.Разгона: убийства подростками людей для развлечения . Однако положение вещей в спецшколах и колониях ненамного лучше. Соотвественно формируются и отношения между подростками: существуют "чушки" и "марехи" (опущенные) - низшая каста среди заключенных. Существует двойная жизнь: одна социальная структура, возглавляемая "ворами", другая - "активом" (аналогия "сук" во взрослой зоне). Правда, обе структуры предпочитают не враждовать, а сосуществовать, что вполне устраивает администрацию. "В зоне две власти: актив и воры. Актив - это помощники администрации. Во главе актива - рог зоны, или председатель совета воспитанников в колонии. У рога два заместителя... В каждом отряде - рог отряда и его помощник. Во всех отрядах по четыре отделения и главным в отделении - бугор. У бугра тоже заместитель - помогальник.
Литература
1. Б.С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, с.281-282.
2. Л.С.Выготский. Собр.соч., том 5, с.203.
3. В.В.Комаров. Активные групповые методы как средство коррекции психологических характеристик педагогически запущенных подростков. В сб. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990, с.104-112.
4. И.Коробец. Беспризорные дети и перевоспитание их в исправительно-трудовых колониях. "Русская школа", 1914, N 7-8, с.37-68.
5. Л.Э.Разгон. Непридуманное. М., 1991, с.145.
6. В.Н.Сорока-Росинский. Педагогические сочинения. М., 1991, с.141.
7. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М., 1973, с.113-116.
8. В.М.Коротов, Л.Ю.Гордин, А.Ю.Гордин, В.В.Жуков. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для студентов педучилищ. М., 1990, с.96-104.
9. Жак Росси. Справочник по ГУЛАГу. М., 1991, часть 1, с.199.
10. Газета "Речь" № 199(21619)
11. Д.Лило. Недоноски. Комсомольская правда, 5 сентября 1995.