Введение:
Феликс Эдмундович Дзержинский (1877 - 1926) - исключительно сложная историческая фигура. Он был «железным рыцарем революции», ее «карающим мечом», сеющим ужас и смерть, разрушающим людские судьбы, но он же был и созидателем, крупнейшим и незаурядным организатором народного хозяйства страны.
Ф. Э. Дзержинский прошел большой жизненный путь. Стойкий большевик-ленинец, проведший четверть своей жизни (11 лет) в тюрьмах, на каторге и в ссылке, один из непосредственных организаторов Великой Октябрьской социалистической революции, видный деятель первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, он был грозой эксплуататоров и контрреволюционеров, од¬ним из любимых народных героев. Не случайно товарищи по партии называли его «железным Феликсом», символи¬зируя этим его революционную твердость, беспредельную преданность революции.
Связав свою жизнь с 17-летнего возраста с делом осво¬бождения рабочего класса, Ф. Э. Дзержинский начал ре¬волюционный путь среди рабочих Вильнюса и Каунаса. Вскоре он стал профессиональным революционером, одним из руководителей рабочего движения в Северо-Западном крае и в Польше. Отдаваясь без остатка партийной работе, Феликс Эдмундович много сделал для объединения поль¬ского и русского революционного движения, для сближе¬ния братских пролетарских партий, для интернациональ¬ного воспитания польского рабочего класса, укрепления большевистской партии.
В своей революционной деятельности Ф. Э. Дзержин¬ский был верным и несгибаемым ленинцем. Его личная встреча с В. И. Лениным произошла в 1906 г. на IV съезде РСДРП в Стокгольме. Но уже задолго до этого Феликс Эдмундович был знаком с трудами Владимира Ильича, высо¬ко ценил его выдающиеся качества организатора Коммуни¬стической партии, последовательного борца за подлинно революционную стратегию и тактику в рабочем движении. До конца жизни Ф. Э. Дзержинский был большевиком, со¬ратником, верным учеником вождя партии и Совет¬ского государства. Он всегда служил образцом коммуни¬стической убежденности и революционного горения.
Основная часть:
Родители Феликса Эдмундовича принадлежали к мелкой шляхте. Его отец, Эдмунд-Руфин Иосифович Дзержинский, поляк, окончил физико-математический факультет Петербургского университета и работал по педагогической части. Перед выходом в отставку он был учителем математики и физики в таганрогской гимназии.
Семья жила в небольшой усадьбе Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии. Там и родился Феликс Эдмундович 30 августа (И сентября) 1877 года. Ему не было пяти лет, когда умер отец.
Елена Игнатьевна, сильная духом женщина, объединяла семью. Умная, образованная, она имела большое влияние на детей, прививала им любовь к родному краю, знакомила с музыкой, литературой. По словам Феликса Эдмундовича, воздействие на него рассказов матери было огромным, оно сыграло решающую роль в избрании им жизненного пути.
С раннего детства Феликс задумывался о причинах неравенства людей, уже тогда проявились некоторые черты его характера, сохранившиеся на всю жизнь,— честность, благородство, правдивость. Всегда он был защитником более слабых, отличался находчивостью и смелостью.
Начало учения у Феликса было не особенно успешным, несмотря на его большие способности. Он остался на второй год, и главным образом потому, что слабо знал русский язык. В семье всегда говорили по-польски.
Гимназия не стала для Феликса его вторым домом. Детские впечатления, связанные с притеснением и угнетением людей, в тяжелой гимназической обстановке усилились. Здесь остро ощущался национальный гнет. Строжайше запрещалось говорить по-польски и по-литовски. Классные надзиратели шпионили за учениками, преследовали и наказывали за разговор на родном языке.
Царская гимназия с ее ханжеством, наушничеством, попиранием человеческого достоинства тяготила Феликса. Круг его интересов выходит за рамки гимназических занятий. Он ищет книги по истории Польши, России, знакомится с передовой польской и русской художественной литературой.
Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и русских революционных демократов, в том числе страстного борца за освобождение польского народа А. И. Герцена, убеждают Феликса в близости взглядов передовых людей России и Польши.
Под воздействием демократических идей польской и русской литературы, революционных выступлений пролетариата, героической истории партии «Пролетариат» формируется мировоззрение Феликса.
Коренной перелом в его взглядах произошел в 1894 году. Юноша стал убежденным атеистом и всех вокруг убеждал, что бога нет.
В том же году Феликс вошел в ученический кружок при виленской гимназии, находившийся под влиянием социал-демократов. Он и его товарищи часто бывали в кружке учащихся Виленского реального училища, сблизились с революционно настроенной молодежью. Вскоре возникла объединенная организация ученических кружков, примкнувшая к литовской социал-демократической группе.
Вместе с другими учащимися Дзержинский изучает марксистскую литературу. Не раз вступал Феликс Дзержинский в единоборство с классными наставниками, возмущенный преследованием нерусских учеников, духом великодержавнического шовинизма, который царил в гимназии.
Гимназист Дзержинский упоминается в протоколах педагогического совета как «недовольный» существующими порядками. Наиболее реакционно настроенный преподаватель — немецкого языка — требует исключения юноши из гимназии.
Заключение:
Умер Дзержинский в Москве 20 июля 1926 от сердечного приступа во время заседания Объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП (б), после речи, в которой выступил против оппозиции и отхода от политики тогдашнего партийного большинства. Похоронен в Москве на Красной площади. Его родная сестра Ядвига (1879–1949) позднее была репрессирована.
Вместе с Дзержинским сама партия схватилась за сердце: - ушел наиболее яркий воплотитель полицейской диктатуры коммунизма. В лице Дзержинского из коммунистической машины выпал важный винт. Он был - тип идеального коммуниста, к тому же гениальный чекист. Он был абсолютно равнодушен к интересам страны, народа, ко всему кроме одного - диктатуры своей партии, то-есть диктатуры коммунистической аристократии. А об этом стоило плакать.
После смерти Дзержинского его личность в СССР была в значительной степени идеализирована. До конца 1980-х годов он изображался как кристально честный, гуманный, романтичный «железный Феликс», «рыцарь революции». Лишь в 1988 стали появляться публикации, приоткрывающие иные страницы жизни этой неоднозначной личности.
В августе 1991 в Москве снесли памятник Дзержинскому на Лубянке, что стало одним из символов конца эпохи социализма в СССР.