Введение:
Для обыденного восприятия может показаться странным, что Египет — страна, находящаяся на севере Африки и к югу от Европы, отнесена к культурам Востока. Противоречие, однако, является кажущимся. «Восток» и «Запад» используются здесь не как географические, а как культурологические понятия. Египетская культура была глубоко традиционной культурой по своей сути и поэтому вполне справедливо отнести ее к восточному обществу (еще парадоксальнее то, что индейские культуры доколумбовой Америки, находящиеся западнее Европы, также можно определить как традиционные, а следовательно, восточные).
История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н. э. (самого начала додинастического периода) и до начала I в. до н. э. — т. е. около 5 тыс. лет — существовала цивилизация Египта!
Периодизация истории
Египта представляет собой смену эпох Древнего Раннего царства (около 3100—2549 гг. до н. э.), Древнего царства (ок. 2649—2150 гг. до н. э.), Среднего царства (около 2040— 1640 гг. до н. э.), Нового царства (ок. 1552—1069 гг. до н. э.) и Позднего периода (10—6 вв. до н. э.).
Завершается история Египта правлением династии Птолемеев (ок. 332— 30 гг. до н. э.). Именно в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римский полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октавиана.
Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Нового царства выделили сами египетские жрецы, однако историкам пришлось немало потрудиться, чтобы уточнить даты и границы эпох. Это было достаточно трудно, поскольку египетские жрецы отсчитывали время, начиная с первого года правления нового фараона. Потребовалось сопоставить даты событий, описанных египетскими и античными историками.
Египетская цивилизация не погибла в один год: 30 г. до н. э. — условная граница. Но после того как Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял свою самобытную культуру. Территория Египта находилась под властью греков, римлян, византийцев, арабов, и коренной этнос исчезал, ассимилировался. (Для антропологов вопрос об этническом происхождении древних египтян до сих пор остается загадкой.) С распространением христианства вытеснялась вера египтян, жречество теряло свои позиции в обществе, как оригинальная самобытная цивилизация египетская культура погибла. Был забыт даже язык, поскольку знанием письменности обладали жрецы, а жреческая каста исчезала. Только спустя почти 2 тыс. лет, в середине XIX в., французскому ученому Франсуа Шампольону удалось после многих лет долгих усилий расшифровать египетские иероглифы и разгадать загадочные надписи на стенах пирамид и древних
Глава 3:
Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия.
Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства, затем, в связи с тем, что еще в те времена пирамиды уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Во многом благодаря этой таинственности сохранилась единственная дошедшая до нас в целости гробница Тутанхамона, царствовавшего в XIV в. до н. э. В 1922 г. ее нашли английский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие. В помещении погребальной камеры были найдены статуи, в том числе изображение бога Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой стала мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и погиб совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным. Можно представить, какие сокровища египетской культуры не смогли до нас дойти.
В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона.
Английский искусствовед Эрнст Гомбрих замечает: «На спинке трона царская чета представлена в обстановке домашней идиллии. Поза сидячего фараона могла бы шокировать своей вольностью какого-нибудь египетского консерватора. Царица (ее фигура — не меньше фигуры царя) ласково касается плеча мужа, и солнечное божество простирает к ним благословляющие ладони». Второе из них— изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества — Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми. Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа II (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией.
Заключение:
Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Несмотря на то, что вся история египетской культуры была тесно связана с религиозно-магическими воззрениями египтян и определена классовым разделением общества, именно она впервые привлекла внимание «к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям, к такому чувству как материнство, и высоко подняла его в образе Изиды с младенцем Гором».
Несколько чужеземных завоеваний испытал за свою долгую жизнь Древний Египет, но всегда сохранял свою культуру в неприкосновенности, однако под ударами армий Александра Македонского он завершил свою многовековую историю, оставив нам в наследство пирамиды, папирусы и множество легенд. И тем не менее мы можем назвать культуру Древнего Египта одной из колыбелей западноевропейской цивилизации, чьи отголоски обнаруживаются в античную эпоху и заметны даже во времена христианского Средневековья.
Для современной культуры Египет стал более открытым после работ Жана-Франсуа Шампольона, который в XIX разгадал загадку древнеегипетской письменности, благодаря чему мы смогли прочитать многие древние тексты, и прежде всего, так называемые, Тексты пирамид.