Введение:
Бизнес-планирование — важнейший фактор успеха в бизнесе. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, что технологически бизнес просчитан безупречно, однако экономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Необходимо заранее продумать и спланировать все экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Важно спланировать закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость (НДС), оборачиваемость оборотных средств. Очень часто непродуманная политика закупок приводит к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств.
Часто неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к появлению явлений неплатеже-способности хозяйствующих субъектов.
Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей экономики часто приводит к невозможности осуществления нормального планирования. К сожалению, это заблуждение часто используется руководителями для оправдания отсутствия четкой системы планирования. Да, внешняя среда очень подвижна, множество факторов (инфляция, спад производства, налоги
и т.д.) делают ситуацию неопределенной. Это действительно значительно усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее необходимость.
Современные средства позволяют преодолеть трудности и повысить эффективность планирования.
Глава 2:
Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, подумайте, насколько это оправданно. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат. Зарплата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.
Другой важной проблемой предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело следует только с хорошо известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы можете положиться и доверить любой вопрос совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.
В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.
Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из причин неудач в бизнесе.
Финансовый план
Седьмой раздел бизнес-плана обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов фирм, график достижения безубыточности.
В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем его взять, необходимо просчитать свою потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды, тем более, что кредит сейчас выдается в основном на короткий срок и под высокие проценты.
Прибегая к ссуде или вкладывая собственные средства, необходимо знать, как «сработают» эти деньги, какой доход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажется выше затрат по его привлечению.
Другой способ привлечения необходимых средств — найти партнера, желающего вложить свои деньги и тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая «партнерская собственность», и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.
Прогноз объема реализации даст представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.
Баланс денежных доходов и расходов—документ, определяющий суммы денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы. Главная задача баланса — проверить синхронность поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т. е. определить достаточность этих средств на каждый момент времени.
Таблица доходов и затрат показывает доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.
Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль.
Квалифицированное решение финансовых вопросов — одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависит прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.
Однако нередко стремление предпринимателя все сделать самому, нежелание перепоручить что-либо кому-либо приводит не к самым лучшим результатам. А поскольку речь идет о таком специфическом вопросе, как финансы, где требуются специальные знания, то неудачные решения в этой области могут привести к плачевным результатам или к потере части прибыли.
Чтобы избежать такого нежелательного варианта, целесообразно в случае необходимости прибегать к услугам толкового финансиста. Конечно, это дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся в результате расчета с помощью специалиста более выгодного варианта действия.
Таким образом, в результате проделанной работы вы составили план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свою фирму, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если затеваемое вами дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы вас в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению.
Заключение:
Анализируя содержание реферата, можно выделить следующие основные моменты:
1. В России выделяют четыре формы бизнес-планов:
1) Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.
2) Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств.
3) Инвестиционный бизнес-план.
4) Бизнес-план финансового оздоровления (санации).
2. Объем внутреннего бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира.
3. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств также имеет свои стандарты. Главным критерием является его объем. По международным стандартам он не должен превышать 75 страниц.
4. Инвестиционный бизнес-план должен предусматривать: строительство (освоение капитальных вложений), производство, реализацию продукции. Объем реализованной продукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечивает возврат кредита.
5. План финансового оздоровления направлен на восстановление платежеспособности и поддержку эффективной деятельности фирмы с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий. Составляется на срок не более 18 месяцев.
6. Цели разработки бизнес-плана:
• произвести планирование хозяйственной деятельности на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка;
• определить степень реальности намеченных целей;
• доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы фирмы;
• убедить своих сотрудников в возможности достижения количественных и качественных показателей;
• помочь решить задачи, связанные с функционированием фирмы;
• оценить затраты при реализации бизнес-плана и прибыльность проекта;
• проанализировать материальные ресурсы фирмы в соответствии с планом, просчитать риски и предусмотреть трудности, препятствующие выполнению бизнес-плана.
7. Функции бизнес-плана:
• планирование для оценки новых направлений деятельности и контроля процессов в фирме;
• привлечение денежных средств—ссуд, кредитов, внешних инвестиций;
• привлечение к реализации планов компаний-партнеров, имеющих капитал, технологии, ресурсы.