Введение:
Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Концепция местного самоуправления, разделяемая Российской Федерацией, предполагает решение вопросов местного значения не только муниципальными органами власти, но и населением. Это твёрдое представление, сложившееся в муниципальной теории ещё в XIX – XX в. нашло подтверждение в законодательстве, нормы которого гарантировали гражданам возможность непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления. В пользу непосредственной демократии говорит не только специальное законодательное регулирование, содержание и объём правовых норм, но и их структурное размещение: в новом Федеральном Законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Они размещены перед нормами, регламентирующими положение органов и должностных лиц местного самоуправления. В Федеральном законе (ст. 8) прямо зафиксировано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен превышать пяти лет. Эта норма совместно с указанием законодательства на фиксированные сроки назначения как очередных, так и внеочередных выборов способствует созданию надлежащего правового обеспечения периодичности выборов.
Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. Более того, государство своими актами может наделять органы местного самоуправления дополнительными полномочиями, передавать им часть функций своих органов, отдавать в муниципальную собственность новые объекты.
В конституции Российской Федерации Глава 8 посвящена местному самоуправлению, в которой определены функции местного самоуправления и права граждан при его осуществлении.
Так, в ч.2 ст. 130 Конституции РФ говорится, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Глава 4:
Важнейшим элементом избирательной системы государства является избирательный процесс. Основу избирательного процесса составляют: порядок выдвижения кандидатов в органы власти, организационные принципы проведения выборной кампании, функции уполномоченных органов, ответственных за проведение избирательных кампаний, порядок финансирования и ведения избирательной кампании ее участниками и пр.
В ходе проведения избирательной кампании выделяются следующие этапы:
1. составление списков избирателей;
2. определение границ избирательных округов и избирательных участков;
3. выдвижение и регистрация кандидатов;
4. формирование избирательных фондов и обеспечение контроля над расходами;
5. проведение рекламной избирательной кампании;
6. выборы и проведение итогов голосования.
Последовательное прохождение каждого из выделенных этапов обеспечивает порядок и условия контроля над легитимностью и справедливостью предполагаемого выбора. Предсказуемость и определенность в механизме избирания выборных органов муниципальной власти гарантирует эффективность ее последующей реализации.
Избирательный принцип, положенный в основу определённых должностей государственной и муниципальной службы, призван усилить значение отдельных категорий служащих, получающих свои полномочия на основе непосредственного представительства интересов избирателей.
Избранию в сфере государственной и муниципальной власти подвержены представители всех трёх ветвей власти: исполнительной – главы местных администраций (меры), законодательной – депутаты представительных органов, судебной – отдельные категории судей.
Характерную особенность традиционным избирательным системам придаёт предпосылка о возможности широкого общественного участия в выборах в органы гос-й власти и местного самоуправления. Но если выборы в гос-е и региональные органы власти опосредованы действием ряда общественных институтов (собрания выборщиков, политических партий или общественных объединений), то выборы в местные органы власти непосредственно представлены отношением «население-орган самоуправления», что делает результаты выборов более значимыми для каждого конкретного избирателя.
Специфичность муниципальной избирательной системы в России – избирательные комиссии субъектов федерации не являются вышестоящими избирательными комиссиями при проведении муниципальных выборов, поскольку органы местного самоуправления уже по определению не входят в структуру органов гос-й власти. Субъектами избирательных отношений являются избиратель, глава местной администрации (мэр, губернатор) и представительный местный орган (закон-ное собрание, городской совет).
В Росси при выборах в представительные органы муниципальной власти преимущественно используется мажоритарная система голосования, хотя субъекты РФ вправе самостоятельно определять, какую избирательную систему следует применять при выборах в органы местного самоуправления. Доводом в пользу применения пропорциональной системы является факт отсутствия личного знакомства большинства избирателей с потенциальными депутатами, что формирует у избирателей установку на предпочтение кандидата с лучшей избирательной программой, подкреплённой авторитетом поддерживающей его организации.
Заключение:
Одной из непосредственных форм участия граждан в создании местного самоуправления являются выборы. Основное назначение выборов – организация системы органов местного самоуправления. В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, это та форма волеизъявления, с помощью которой население может реализовывать предоставленную ему возможность самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Итак, вышеизложенное позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Становления и развитие института выборов на местном уровне в России показывает, что переход к реальной демократии и проведение в связи с этим реформирования политической и правовой систем Российской Федерации, меняет роль муниципальных выборов в системе народовластия, придавая им все большую значимость. Муниципальные выборы являются самой распространенной, а в большинстве муниципальных образований единственной реально используемой формой непосредственной демократии.
2. Традиции российского самоуправления свидетельствуют об уникальности института местного самоуправления в нашей стране, тем не менее, конституционное закрепление общепризнанных принципов и норм международного права и признание международных договоров составной частью Российской правовой системы, предполагает необходимость использования международных стандартов при совершенствовании избирательного законодательства Российской Федерации, в том числе и на уровне местного самоуправления.
3. Представляется, что в основе дальнейшей работы по совершенствованию федерального и регионального избирательного законодательства должны лежать идеи:
- укрепления законодательных гарантий проведения в стране и регионах периодических, свободных, демократических, достоверных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, выборных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;
- создания высококачественного, наиболее оптимального и соответствующего реальным условиям избирательного законодательства, как федерального, так и регионального;