Введение:
Проблема неплатежей актуальна не только для России – с ней приходится бороться и предприятиям большинства зарубежных стран, в том числе и стран с развитой экономикой. За рубежом существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью, в то время как большинство российских предприятий до сих пор не научились эффективно планировать необходимую величину оборотных средств (в том числе с учетом дебиторской задолженности) и рационально их использовать.
Как увеличение дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение оказывает на предприятие негативное воздействие. Рациональное управление дебиторской задолженностью позволит обеспечить промышленному предприятию достаточный уровень рентабельности и исключить задолженность по обязательствам. В тоже время сказанное ставит на повестку дня проблему эффективного управления предприятием, в частности проблему учета, оценки и управления дебиторской задолженностью с целью оптимизации его деятельности. В современных условиях многие предприятия для планирования, оценки и управления дебиторской задолженностью продолжают применять лишь некоторые известные им методики, позволяющие решить лишь часть проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью. Особую озадаченность вызывает спонтанный подход руководителей к осуществлению контроля над уровнем дебиторской задолженности. Все сказанное обуславливает присутствие проблемы регулирования дебиторской задолженности, решение которой позволит оперативно определять внутренние и внешние возможности для повышения эффективности управления промышленным предприятием и взыскания дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность - следствие нормальных рыночных отношений.
Следовательно, необходимо качественное управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее величины и сроков погашения. При этом руководителям и финансовым менеджерам хозяйствующих субъектов приходится решать следующие задачи:
? выбирать условия продаж, обеспечивающие гарантированное и своевременное поступление денежных средств;
? определять конкретные размеры скидок или надбавок для разных групп покупателей;
? оценивать упущенную выгоду от неиспользования средств, «замороженных» в дебиторской задолженности, и устанавливать приемлемый уровень этой задолженности;
? изыскивать способы ускорения востребования долгов.
Вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью, направленные на увеличение объема реализации за счет расширения продажи продукции в кредит надежным клиентам и обеспечение своевременной инкассации долга имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента.
Недооценка роли расчетов с дебиторами зачастую выступает одной из главных причин тяжелого финансового положения организации. В накопившейся задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности работы. Отсутствие должного внимания к вопросам состояния расчетов с покупателями и заказчиками является одной из причин дефицита средств для погашения обязательств перед партнерами, что в дальнейшем может привести к банкротству. Все вышеизложенное и характеризует актуальность темы.
Цель настоящей выпускной работы – разработать рекомендации, направленные на совершенствование управления дебиторской задолженностью ЗАО «УНИКОМ».
Задачами выпускной работы являются:
Глава 3:
Эффективным приемом контроля за дебиторской задолженностью являются ее периодические сверки с покупателями. При этом ежемесячная сверка задолженности покупателей производится начальником расчетного бюро финансового отдела. Для этого всем покупателям в установленном порядке (не позднее 5-го числа каждого месяца) направляются акты сверки, подписанные начальником финансового отдела и скрепленные печатью организации. Данные выверки проводятся независимо от выверки дебиторской задолженности, осуществляемой аппаратом бухгалтерии в целях бухгалтерского контроля в рамках проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, проводимой перед составлением годового бухгалтерского отчета. Ежемесячная выверка дебиторской задолженности покупателей, осуществляемая финансовым отделом (начальником расчетного бюро), является методом дополнительного оперативного, упреждающего контроля платежной дисциплины покупателей.
Дебиторская задолженность возникает в момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) или в результате предварительной оплаты (передачи денежных средств авансом) в счет получения в будущем товаров (работ, услуг) при условии, что передача материальных ценностей и оплата денежных средств не совпадают по времени. По сути, дебиторская задолженность представляет иммобилизацию, т.е. отвлечение из оборота собственных оборотных средств.
Дебиторская задолженность, запасы, денежные средства являются составляющими оборотного капитала с различными уровнями ликвидности и риска. В процессе кругооборота они меняют свою материально-вещественную форму, переходят из одной стадии в другую, возмещая стоимость выручки (себестоимость + прибыль) в виде денежных средств. Если организация продает свои товары (работы, услуги) с условием отсрочки платежа (в кредит), то прибыль возникает в момент реализации продукции, хотя пока не оплачены счета за отгруженные товары (работы, услуги) нет реального притока денежных средств, но за счет возникновения дебиторской задолженности увеличивается чистый оборотный капитал и появляется прибыль от продаж. Когда дебиторская задолженность будет оплачена, увеличатся денежные средства на сумму уменьшения дебиторской задолженности, хотя прибыль организации не увеличится. В этой связи возникает различие между операционными и финансовыми циклами.
Оптимизация финансового цикла - одна из главных целей деятельности финансовых служб организации, так как дает ей значительные преимущества. Пути сокращения финансового цикла связаны с сокращением производственного цикла, уменьшением времени оборота дебиторской задолженности, увеличением времени оборота кредиторской задолженности.
Оптимизированные бизнес-процессы управления денежными потоками закрепляются в регламентных документах, например в «Порядке прохождения платежей в компании». Эти документы утверждаются внутренним приказом и являются обязательными к исполнению всеми подразделениями компании. Внутренний документ, определяющий правила функционирования платежной системы компании, обязательно будет содержать информацию о порядке прохождения заявок на оплату, сроках, ответственных за согласование, обязанностях и полномочиях сотрудников, последовательности действий. Для наглядности удобно систематизировать эту информацию в табличном или графическом виде (таблица 3.4).
Заявка проходит три уровня контроля. Руководитель центра финансовой ответственности проверяет целесообразность и обоснованность данного расхода, сотрудник отдела планирования и бюджетирования - наличие лимитов в бюджете центра финансовой ответственности на этот вид расхода в данном периоде, а сотрудник бухгалтерии - правильность оформления документов на оплату и отсутствие задолженностей по расчетам и представлению документов по данному контрагенту и сотруднику. На все проверки по внеочередным заявкам отводится два часа, по очередным - до двух рабочих дней. После этого заявка в зависимости от суммы и кодировки бюджета попадает к генеральному директору который принимают решение об оплате. Затем заявка направляется в бухгалтерию, которая в зависимости от времени поступления и очередности оплачивает ее в тот же день либо на следующий.
Заключение:
Исследование механизма экономических отношений по обязательствам покупателей позволило установить, что большинство предприятий реагирует на коренные преобразования в экономике при помощи традиционных методов, тогда как среда выдвигает нетрадиционные проблемы.
Под дебиторской задолженностью принято понимать сумму долгов, причитающихся хозяйствующему субъекту от юридических или физических лиц (дебиторов) в ходе хозяйственных взаимоотношений с ними. Естественно, что данный процесс взаимного кредитования в экономике носит совсем не добровольный, а вынужденный характер. Ускорение движения финансовых средств за счет сокращения дебиторской задолженности и своевременное поступление денег на счета поставщиков являются актуальными в условиях функционирования каждого хозяйствующего субъекта
Дебиторская задолженность не приводит к отрицательным результатам и снижению экономической устойчивости, если взаимные долги сбалансированы, а предприятию удается ее регулировать. Поэтому для предприятия изначально важно сформировать эффективную систему управления в области дебиторской задолженности, с тем, чтобы не были безвозвратно утрачены средства предприятия и его позиции относительно потребителей, партнеров и конкурентов.
Дебиторская задолженность характеризуется такими классификационными признаками, как экономическое содержание, срок предоставления кредита, время возврата, степень обеспечения, возможность взыскания. Кроме наличия данных свойств, необходимо отметить, что дебиторская задолженность является своеобразным связующим звеном между производителями всех отраслей народного хозяйства и потребителями товаров. В связи с этим, особое значение принимает управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота. Поэтому процесс управления экономической деятельностью предприятия, состоящий из последовательности реализуемых решений, должен строится на основе методов исследования уровня дебиторской задолженности с целью оперативного принятия мер по приведению ее в наиболее рациональное состояние при конкретных условиях работы предприятия.
В настоящей работе был рассмотрен основной круг вопросов, позволяющих комплексно представить содержание процесса управления дебиторской задолженностью в современных условиях и обеспечивающих выработку эффективных управленческих решений в этой сфере менеджмента на примере ЗАО «УНИКОМ».
Выявлены проблемные области управления дебиторской задолженности ЗАО «УНИКОМ» и разработан комплекс мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью ЗАО «УНИКОМ», сводящийся к:
- ужесточению политики инкассации,
- стимулированию ранних платежей заказчиков,
- принятии оперативного изменения кредитных условий для каждого конкретного заказчика, исходя из налаженной системы мониторинга состояния дебиторской задолженности,
- мотивации персонала, участвующего в системе управления дебиторской задолженности.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Рассматривая пути снижения дебиторской задолженности, в зависимости от форм расчетов нами обосновано следующее. При проведении безналичных расчетов между организациями немаловажным фактором является скорость прохождения денежных средств от покупателя к поставщику, от заказчика к исполнителю. Эта скорость зависит в том числе от состояния располагаемых денежных средств покупателей в обслуживающем банке на начало дня. Состояние этих денежных средств определяется остатками на текущих счетах и неиспользованными кредитами. Относительно остатков на текущих счетах необходимо заметить, что информация в виде выписок из банковских счетов не всегда отражает реальное состояние располагаемых денежных средств. В банковской практике можно столкнуться с тем, что банк отражает движение денежных средств на текущем счете, хотя фактический перевод суммы происходит с некоторым опозданием. Таким образом, дата оформления операции и дата ее фактической реализации не совпадают.
Несомненное влияние на структуру дебиторской и кредиторской задолженности организации при проведении безналичных расчетов оказывает своевременность исполнения банками поручений клиентов. Гражданским кодексом установлен срок — не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа (ст. 849 ГК РФ). Договор банковского счета либо банковская практика могут определять лишь более короткий срок исполнения банком платежного поручения клиента (п. 1 ст. 863 ГК РФ). Обязанность банков не ограничивается принятием поручения к исполнению и списанием денежных средств со счета клиента, банк обязан совершить все необходимые действия, обес¬печивающие перечисление средств в соответствии с исполняемым платежным поручением.