Дипломная по теме: Изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания

Название работы: Изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности 8

1.1. Эмоциональное выгорание и инициирующие его факторы 8

1.2. Симптомы эмоционального выгорания у сотрудников психологических служб и медицинских учреждений 16

1.3. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания 29

Выводы по главе 1 40

Глава 2. Изучение степени выраженности эмоционального выгорания у медиков и психологов 41

2.1. Специфика деятельности сотрудников социальных учреждений 41

2.2. Организация и методика исследования степени выраженности эмоционального выгорания у психологов и медицинских работников 42

2.3. Результаты исследования и их анализ 46

Выводы по 2 главе 62

Заключение 64

Список использованной литературы 70

Приложение 77

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В начале семидесятых годов ХХ века учёные обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья), побуждающее их обращаться за психологической помощью. Работа перестает приносить удовлетворение, а напротив, вызывает раздражение и даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Однако методы психотерапии здесь оказываются малоэффективными.

Это явление удачно назвали «выгоранием». В отличие от депрессий, для которых характерно чувство вины и подавленности, выгорание сопровождается возбуждением, агрессией, раздражительностью. Выяснилось, что профессиональное выгорание приносит обществу серьёзные убытки – как экономические, так и психоэмоциональные. Особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны дарить людям энергию и тепло своей души: педагоги, врачи, артисты.

В настоящее время в литературе получило распространение обсуждение вопроса профессионального сгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Профессии психолога и медицинского работника являются такими специальностями, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.

В реальных условиях профессиональной деятельности личность медицинского работника и психолога подвергается постоянному давлению со стороны психотравмирующих обстоятельств – характера организации труда, психологического давления со стороны пациентов, клиентов и их родственников, коллег, администрации – что, в конечном счете, может привести к ее деформации в виде синдрома «эмоционального сгорания».

Исследованием проблемы сгорания занимались такие исследователи как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк, Г. Фреденбергер, К. Маслач.

Ни для кого не секрет, что профессия психолога и медицинского работника относится к разряду стрессогенных, поэтому неудивительно, что сотрудники социальных учреждений отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья и, соответственно, подвержены профессиональному сгоранию. Это позволило сформулировать тему исследования «Эмоциональное выгорание медиков и психологов».

Актуальность и социальная значимость выбранной темы обусловлена стрессогенным характером профессиональной деятельности медицинского работника и психолога, сложным характером синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), разнородностью интерпретации его причин и проявлений, а также факторов внутренней среды организации, влияющих на его возникновение.

Цель работы: изучить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания и факторы труда, влияющие на его возникновение у медицинских работников и психологов.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания у медицинских работников и психологов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

1. Существуют особенности в развитии СЭВ:

Глава 2:

Выявлена связь между неудовлетворенностью перспективой работы в учреждении в течение 5 лет и редукцией профессиональных обязанностей (r = 0,371), то есть чем выше неудовлетворенность перспективой работы в учреждении, тем выше редукция профессиональных обязанностей.

Выявлен общий уровень удовлетворенности факторами труда в учреждении: 25% психологов и медицинских работников исследуемой выборки не удовлетворены работой в социальном учреждении, 35,7% не вполне удовлетворены, 39,3% удовлетворены работой в учреждении. Выявлена удовлетворенность работников такими факторами труда, как учреждение в целом (2.7), физические условия труда (2,2), слаженность действий работников между собой (2), стиль руководства начальника (2,4), возможности использования своего опыта и способностей (2,3). Выявлена неудовлетворенность работников такими факторами труда, как заработная плата в смысле соответствия ее трудозатратам (4,2), заработная плата в сравнении с другими учреждениями (4,2); 82,1% работников не удовлетворены и крайне не удовлетворены заработной платой в смысле ее соответствия трудозатратам работников, 75% работников не удовлетворены заработной платой по сравнению с другими учреждениями. Не вполне удовлетворены работники такими факторами труда, как длительность рабочего дня (3,7) – 67,9% работников, возможности продвижения по службе (3,5) – 46,7% работников, служебное (профессиональное) подтверждение (3,4) – 42,9% работников, перспективы работы в данной организации в течение 5 лет (3,4) – 64,2% работников, профессиональная компетенция начальника (3,2), работа в учреждении (3,1), требования к интеллекту человека (3).

Таким образом, исследование эмоционального выгорания медицинских работников и психологов подтвердило, что эмоциональное выгорание присутствует в обеих группах социальных работников, однако у психологов данный синдром носить более явный характер. У них уровень выраженности симптомов фазы напряжения, резистенции и истощения находится на уровне складывающегося симптома. Признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73% психологов, связанные с перенесением большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределен¬ные критерии успеха. Представителям этой профессии грозит опасность «синдрома сгорания». Провоцировать СЭВ данной категории профессии могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы клиентов (развод, смерть близкого или пациента).

Выраженную фазу истощения имеют 18,75% психологов, что проявляется эмоциональным истощением, переживанием психотравмирующих обстоятельств, что проявляется в угрозе утратить идентичность, угрозе психических нарушений из-за постоянных столкновений с психической патологией.

Уровень выраженности таких симптомов фазы резистенции, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей – на уровне складывающегося симптома у 30,3% психологов.

Наиболее выраженными у психологов являются такие симптомы фазы истощения, как эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями у 18,75% на уровне доминирующего симптома.

Таким образом, СЭВ имеет большой процент выраженности у психологов, что связано с эмоциональным истощением, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

Менее выраженные признаки СЭВ медицинских работников выявляются у 68,7%. Выраженную фазу истощения имеют фазы истощения, как эмоциональный дефицит и эмоциональная отстраненность – на уровне складывающегося симптома 16,7%. Стресс представляет собой безусловную проблему для данной категории работников. Многие отмечают эмоциональную и личностную отстраненность, констатировали, что утратили интерес к людям, ко всему происходящему на работе, что стали воспринимать пациентов лишь как объект для манипуляций. Наиболее выраженными являются такие симптомы фазы резистенции как неадекватное эмоциональное избирательное реагирование у 33,3 медиков, и фазы напряжения таких симптомов как переживание психотравмирующих обстоятельств (11,1%), тревога и депрессия (27,8%).

Главной причиной высокого уровня тревоги и клинически выраженной депрессии, вследствие эмоционального напряжения является психологическое, душевное переутомление медиков, связанное с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия длительного профессионального стресса.

В процессе исследования удалось выяснить, что у медперсонала существует много проблем, которые необходимо профессионально разобрать и найти пути решения этих проблем, а также выявить направления дальнейшего развития и успешной деятельности больниц.

Были выявлены потребности медработников, стремление, удовлетворить которые будут мотивировать их к успешной работе. Следует отметить, что в ходе проведения анкетирования была выявлена неудовлетворенность медсестер в получаемой ими заработной плате, а как следствие – неудовлетворенность работой в целом. Также было выявлено, что некоторые работники направлены на гуманистическую ориентацию. При правильной организации системы поощрений вероятнее всего поднимется уровень производительности труда медперсонала, и как следствие – улучшится уход и отношение к больным.

Благодаря способности распознавать отношение к себе можно думать, что для адекватного отношения в ситуации тесного межличностного взаимодействия требуется достаточная точность восприятия сестрой отношений пациентов. Деятельность медиков, основанная на неверной информации об отношениях к ним больных, является менее успешной, стрессогенной и поэтому может сопровождаться защитной экспрессией.

Заключение:

Развитие синдрома эмоционального выгорания характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Теоретический анализ литературы, которому была посвящена первая глава исследования позволила сделать следующие выводы:

1.Трудности исследования синдрома эмоционального сгорания до 1980-х годов связаны с неопределённостью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным сгоранием. В большинстве случаев они носят описательный характер.

2.Исследователями отмечается тот факт, что организационные и стилевые факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального сгорания, чем индивидуально-личностные факторы.

3.Следует отметить, что генезис синдрома эмоционального сгорания носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является – личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Вторая глава работы посвящена исследованию симптома эмоционального выгорания у медицинских работников и психологов. Исследование проводилось на базе городской поликлиники №1, социального учреждения «Семья», школы №18 и в доме ребенка «Березка» города Кузнецка Ульяновской области. В исследовании принимали участие 34 медицинских работников и психологов с разным профессиональным стажем.

В ходе исследования выявлена степень выраженности симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников и психологов. Так у психологов уровень выраженности симптомов фазы напряжения, резистенции и истощения находится на уровне складывающегося симптома. Признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73%. Выраженную фазу истощения имеют 18,75%, что проявляется эмоциональным истощением, переживанием психотравмирующих обстоятельств, что проявляется в угрозе утратить идентичность, угрозе психических нарушений из-за постоянных столкновений с психической патологией. Уровень выраженности таких симптомов фазы резистенции, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей – на уровне складывающегося симптома у 30,3% психологов, а таких симптомов, как эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность на уровне не сложившегося симптома. Наиболее выраженными у психологов являются такие симптомы фазы истощения, как эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями у 18,75% на уровне доминирующего симптома, связанные порой с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психолога помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы. По фазе напряжение «Напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств у 12,25%; неудовлетворенность собой у 18,75%; «Загнанность в клетку» у 18,75% психологов.

Похожие работы на данную тему