Введение:
Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что в ситуации, когда финансовый кризис плавно и неуклонно переходит в экономический, материальные потери большинства хозяйствующих субъектов становятся практически неизбежными. Поэтому руководству приходится перебирать всевозможные способы оптимизации финансового состояния организации. Минимизировать вероятные убытки — в нынешних условиях эта задача становится самой актуальной для любой организации. При этом необходимо исполнить договорные обязательства так, чтобы потери в виде финансовых санкций за нарушение отдельных условий договоров также были как можно меньше.
Таким образом, организации должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по сокращению расходов и если не увеличить, то по возможности сохранить доходы. А в нынешних условиях это непросто. В современной ситуации оптимизировать налогообложение позволяет налоговое планирование с использованием современных «законных» методов оптимизации налогообложения.
Современные методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом – они законны. Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.
Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, то есть так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей.
Целью дипломной работы является изучение налоговых выплат предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и методов их оптимизации на примере гостиницы «Восход».
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
во-первых, раскрыть экономико-правовые основы налогообложения предприятий РГБ и оптимизации налоговых выплат;
во-вторых, провести анализ налоговых выплат гостиницы «Восход»;
в-третьих, дать оценку применяемой налоговой политики по оптимизации налоговых выплат;
Глава 3:
На предприятии необходимо внедрение системы налогового планирования, в частности возможно применение следующих мероприятий:
- выбор элементов учетной политики (например, добровольное освобождение от НДС, право применять амортизационную премию и др.);
- применение специальных налоговых режимов и использование их преимуществ;
- анализ возможности использования налоговых льгот, например в виде в виде скидок (налоговые вычеты по НДФЛ, НДС); в виде освобождений (прямая льгота по видам деятельности, ст. 149 НК РФ по НДС, снижение ставки, например, по НДС социально-значимые товары, экспорт и др.);
- анализ величины и структуры налоговых баз и обоснование возможности их снижения, их минимизация по величине и во времени (возможность отнести налог к другому периоду). Актуальнее всего снижать налоги с выручки, например, НДС легче всего минимизировать: увеличение предъявляемого к вычету НДС в периоды, когда велика сумма НДС, подлежащего взносу в бюджет. Следует составлять плановый график формирования выручки, и в связи с ним планировать расходы;
- анализ динамики и структуры общей суммы налогов, отдельных налогов. Снижение одних налогов за счет других с целью уменьшение платежей в бюджет.
- продажа неэффективного имущества;
- финансовое планирование (денежные потоки, их распределение во времени).
В условиях финансового кризиса все компании испытывают нехватку средств на текущую деятельность. Перед предприятиями стоят задачи по минимизации издержек, улучшению качества производимых товаров и оказываемых услуг, оптимизации штатного расписания.
Одной из основных рекомендаций является внедрение эффективного налогового планирования:
1. необходимо придерживаться консервативного поведения, пытаться получить дополнительное финансирование, в том числе, и за счет отсроченной уплаты налогов. В отношении НДС, в частности, целесообразно немедленно закончить давно идущие реконструкции основных средств и скорее принять ранее приобретенные основные средства в эксплуатацию, что позволит предъявить бюджету ранее уплаченный НДС к вычету.
2. просчитать налоговые последствия деятельности компании на несколько периодов вперед. Во время кризиса нецелесообразно применять слишком рискованные и агрессивные схемы оптимизации налогообложения, так как и без этого предприятия подвержены слишком большому количеству рисков.
Основными направлениями налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными Правительством РФ 25.05.2009, было предусмотрено продолжение совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов .
В целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы в Основных направлениях налоговой политики было установлено, что с 2010 года право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 года не превысили 60 млн. руб.
Согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Налогоплательщик имеет право перейти на УСН с 1 января 2010 г. если по итогам девяти месяцев 2009 г. его доходы не превысили 45 млн руб.
В расчете лимита доходов, дающего право перейти на УСН со следующего года, участвуют только доходы, полученные на общем режиме налогообложения .
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
Заключение:
В мировой финансовой науке налогообложение рассматривалось по-разному. Одни считали этот процесс грабежом населения, другие рассматривали как объективный процесс, в ходе которого формируются средства необходимые для финансирования деятельности государства. Какими бы не были взгляды на природу данного процесса, все приходили к выводу об обременительности налогообложения для налогоплательщиков.
Исходя из обременительности налогообложения многие ученые стали ставить вопрос об определении величины налоговой нагрузки, как показателя, характеризующего фактический уровень воздействия налогообложения на определенного субъекта. С разнообразием понятий и методик определения налоговой нагрузки появилось множество мнений по поводу оптимального значения данного показателя. Наряду с возникновением и развитием налогообложения, объективно существовал процесс, направленный на снижение налогового бремени, связанный с естественным желанием налогоплательщиков сохранить свою собственность, причем часто нелегальными способами.
Таким образом, необходимость изучения правовых проблем организации и управления налогообложения предприятий гостиничного типа для российской практики имеет первостепенное значение. Одна из наиболее сложных проблем в области перераспределения денежной формы стоимости - оптимизация величины налогового изъятия, при определении которой необходимо учитывать социальную роль гостиничного хозяйства.
Приоритетным направлением в дальнейшей налоговой политике государства является упразднение налогов, которых нет в развитых странах, а также создание специальных налоговых режимов для предприятий гостиничного типа в первые пять лет функционирования.
Учитывая существующую специфику деятельности гостиничного сектора в России, во внимание принимается в первую очередь то, что средства, полученные от гостиничного налога, используются для реализации крупных проектов и способствуют развитию туристической деятельности.
Именно с помощью налогов можно создавать предпосылки для снижения издержек производства предприятий гостиничного типа, для повышения конкурентоспособности российских гостиниц на мировом рынке. Экономического эффекта косвенно можно достичь путем сокращения количества времени, необходимого для оформления налоговой отчетности. Поэтому такие режимы должны предусматривать снижение ставки налога на прибыль, введение упрощенных унифицированных форм ведения налоговой документации.
В нынешних условиях, когда многие компании озабочены поиском не выходящих за рамки налоговых и гражданско-правовых ограничений способов оптимизации налогообложения, при том что некоторые из указанных способов уже зарекомендовали себя как вызывающие особый интерес налоговых инспекторов, единственным безопасным способом снижения налоговой нагрузки, по мнению многих специалистов-практиков, остается переход на УСН.
С 2011 года, когда тарифы страховых взносов для всех налогоплательщиков, включая «упрощенцев», составят в совокупности 34%, интерес к специальным налоговым режимам существенно сократится.
Однако в настоящий момент переход на УСН еще рассматривается как способ оптимизации налогообложения, поскольку в течение 2010 года налогоплательщики, применяющие УСН, будут уплачивать страховые взносы по совокупной ставке 14% (против 34% на общем режиме налогообложения). Наиболее простым вариантом перехода на УСН в любой момент времени является проведение процедуры реорганизации юридического лица путем, в частности, разделения, выделения или преобразования.
Вместе с тем, помимо оптимизации будущих налоговых начислений, налогоплательщикам необходимо оценить и иные налоговые риски, связанные с переходом на специальный налоговый режим, и исключить возможные ошибки.