3 Практические подходы к оценки бизнеса
3.1 Оценка бизнеса методом сравнения
Развитие в России рынка покупки-продажи готового бизнеса, использование страхования в ведении бизнеса, выдача коммерческими банками кредитов, осуществление доверительного управления имуществом требуют получения достоверной оценки рыночной стоимости бизнеса.
Потребность в оценке стоимости бизнеса возникает при осуществлении купли-продажи бизнеса в целом или его долей, обосновании суммы кредита под залог имущества, определении размера дополнительной эмиссии акций, расчете страховых выплат, принятии решения о банкротстве компании и пр. Также оценка стоимости бизнеса необходима при проведении его реструктуризации (осуществлении слияния, присоединения, разделения и т.п.).
Оценка стоимости бизнеса позволяет определить его экономическое и финансовое благополучие в целом, т.к. отдельные показатели, например, объем продаж, прибыль, себестоимость, ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов и др. являются промежуточными характеристиками различных экономических аспектов деятельности.
Аналог объекта оценки - сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях или текущей рыночной стоимости на основе данных фондовых бирж.
При отборе компаний-аналогов оценщики обычно использовают следующие критерии сопоставимости.
Компании принадлежат к отрасли, в которой ведёт свою деятельность.
Одинаковая структура баланса предприятий (соотношение текущих активов и пассивов – коэффициент покрытия).
Компании имеют примерно одинаковый уровень производственного риска, или риск активов фирмы (значение ROA, ROE %) и финансового рисков (доля долгосрочной задолженности в структуре капитала компании).
Список литературы
1. Е.Р. Орлова. Оценка инвестиций. Учебное пособие. - М.: Международная академия оценки и консалтинга. 2005. 385 с.
2. С.В. Грибовский. Методы капитализации доходов. Курс лекций. - СПб: 1997. 172 с.
3. Л.Д. Ревуцкий. Нормативно-доходный метод определения рыночной стоимости и рыночной цены предприятия (бизнеса). - М.: ж. «Аудит и финансовый анализ», № 4, 2005. С. 239 - 261.
4. Л.Д. Ревуцкий. Учет финансовых обязательств и организационно-технического состояния предприятия при определении его рыночной стоимости и цены прекращения торга. - М.: ж. «Вопросы оценки», № 2, 2005. С. 46 - 50.
5. Л.Д. Ревуцкий. Потенциал и стоимость предприятия. - М.: Перспектива, 1997. 128 с.
6. Л.Д. Ревуцкий. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учет и контроль. - М.: Перспектива, 2002. 240 с.
7. Р.Н. Колегаев. Определение наивыгоднейших сроков службы машин. - М.: Экономика, 1993. 227 с.
8. Л.Д. Ревуцкий. Экономический износ предприятия и методы его определения. - М.: ж. «Имущественные отношения в Российской Федерации», №3, 2006. С. 90 - 93.