Введение:
Особое место в ряду проблем, имеющих непосредственное отношение к политике и субъектам, ее реализующим, занимает имидж политика.
Относительно новое для России девяностых годов прошлого столетия понятие «имидж политика» быстро заняло свою нишу как в плане теорети-ческого, научного осмысления, так и в плане воплощения конкретных техно-логических разработок по продвижению имиджа политика на практике. Ин-тенсивная разработка проблем имиджа политика была продиктована объек-тивной потребностью общества, впервые столкнувшегося с многопартийны-ми выборами и конкурирующими друг с другом политиками, что обусловило привлечение к процессу сопровождения выборов профессионалов-политтехнологов, специализирующихся на конструировании привлекатель-ных имиджей и завоевании симпатий электората.
Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованием имиджа личности, заметную роль сыграли такие ученые, как К.Болдинг, П.Берд, Ф.Баури, Ж-П. Бодуин, Д.Бурстин, П.Вейл, Т.Д.Сван, М.Спиллейн, Р.Хофф, П.Чисхольм, Б.Швальбе и др. Проблемами формирования корпоративного имиджа, имиджа учреждения, организации занимались А.Дейян, Б.Карлоф, Х.Маккей, М.Мескон, Ф.Роджерс, Ф.Хедоури, Ли Якокка и др.; имиджу по-литика посвятили свои исследования Ф.Дейвис, Джо Мак-Гиннес, С.Блэк и др.
На выработку теоретических положений, касающихся проблемы имиджа, повлияли также психологические исследования социальных пред-ставлений (С.Московичи), исследования символического интеракционизма и символической природы имиджа (Г.Блумер, Дж.Мид, Т.Шибутани и др.), теория мотивации (Ф.Герцберг, Д.Мак Клелланд, А.Маслоу).
Прослеживается тесная связь исследований имиджа с теоретическими и методологическими разработками, касающимися проблем политического ли-дерства (Г.К.Ашин, Ж.Блондель, В.Е.Кудряшова, Г.Лассуэлл, С.Митчел, Э.Фромм, С.Эванс и др.); Я-концепции (В.С.Агапов, Е.С.Белинская, Р.Бернс, А.А.Бодалев, А.С.Гусева, А.А.Деркач, И.С.Кон, О.В.Москаленко, К.Роджерс, К.Хорни, Э.Эриксон и др.); имиджа политика в контексте социального пси-хоанализа (М.Вебер, А.Крутов, В.Н.Маркин, Р.Пайпс, В.Д.Попов, Л.А.Степнова, А. Тойнби, А.П.Федоркина, С.Франк, и др.).
Со стороны политиков - «заказчиков» имиджа – завоевание симпатий электората требовало значительных финансовых средств, лоббирования и обеспечения административного ресурса. Политтехнологи разрабатывали стратегии продвижения имиджа, соответствующего запросам той или иной социальной группы. В конечном итоге это привело к применению, в том числе, манипулятивных технологий воздействия на массовое сознание, в ре-зультате чего как у политиков-претендентов на избираемые должности, так и у специалистов, разрабатывающих технологии имиджа политиков, утверди-лось мнение, что политиком может стать каждый, кто может финансово обеспечить и организовать выборный процесс. У носителей имиджа сформи-ровалась преимущественная установка не на ответственную, тяжелую и кро-потливую профессиональную политическую работу, а на создание благопри-ятного впечатления в массовом сознании о себе или о представляемой струк-туре.
Обязанности и функции профессиональной политической деятельности определяются Федеральным Законом , содержащим описание этических и профессиональных норм, которым должны следовать политики при испол-нении служебных обязанностей. Однако, как показывает практика, значи-тельная часть политиков, имея различный ресурс лидерского, психологиче-ского, политологического и иных потенциалов, а также недостаток опыта политической работы, по существу не готова эффективно осуществлять профессиональные функции, затрачивает на вхождение во власть, адаптацию и профессиональное становление значительное время, иногда так и не дости-гая необходимых вершин мастерства. Многие политики не осознают своей миссии и роли в обществе, избирают в качестве приоритета обслуживание личных и корпоративных, а не общественных интересов, ставят во главу угла в основном карьерные цели, создавая в массовом сознании по многим харак-теристикам негативный образ власти, нанося ущерб ее имиджу, эффективно-сти и укреплению.
В результате анализа проблемы имиджа политика в современных рос-сийских условиях можно констатировать, что в настоящее время существует реальное противоречие между объективной потребностью иметь эффектив-ную политическую власть, реализуемую подготовленными, компетентными профессионалами-политиками, и сложившейся системой лоббирования и продвижения во властные структуры людей, недостаточно подготовленных к эффективной политической деятельности и исполнению ролевых, функцио-нальных обязанностей в политике, но в то же время стремящихся создать свой позитивный имидж, который не соответствует реальной действитель-ности. Эта ситуация противоречит объективной потребности общества иметь в законодательных и исполнительных органах власти людей, способных эф-фективно решать социально значимые для общества проблемы. В связи с этим разработка акмеологической концепции развития имиджа политика предполагает новое понимание категории «имидж» как в научном, так и практическом планах. В научном - это связано с необходимостью переос-мысления таких имеющих непосредственное отношение к имиджу политика понятий, как профессионализм политической деятельности, профессиона-лизм личности политика, компетентность в политике, которые должны стать основой реального имиджа политика. В практическом плане это поможет противостоять манипулятивным технологиям, способствующим приходу во власть людей, не отвечающих социальному запросу. Реализация такой кон-цепции на практике поможет преодолеть стереотип представлений об имид-же политика, формируемом исключительно как «товар на продажу», не соот-ветствующего реальным характеристикам его носителя, а лишь публично де-монстрируемого с целью позитивного результата борьбы за власть.
Целью данной работы является анализ формирования имиджа политика на примере Председателя Правительства РФ В.В. Путина.
Глава 3:
Стандартный ход в ролике — рассказ кандидата о себе самом. В кадре нужно использовать старые семейные фотографии, архивные съемки. Кадры, текст, голос кандидата — все должно работать на позитивный имидж канди-дата.
Для создания роликов обычно используется мнения не менее трех че-ловек, которые объясняют, почему они будут голосовать именно за этого че-ловека.
Может быть использовано интервью учительницы, врача или библио-текаря, которые говорят, что отдадут свои голоса за этого кандидата, потому что он сделал то-то и то-то.
Чтобы полнее выявить взгляды политика на определенную проблему, можно устроить пресс-конференцию. Она ускоряет поступление информации в редакции, отличаясь авторитетностью источников новостей, достоверно-стью сведений. Если нужно узнать более полное мнение политика по опреде-ленному вопросу, то прибегают к интервью.
В сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным сред-ством воздействия политика на публику является коммуникация. С ее помо-щью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность.
Построение удачного имиджа политического лидера главным образом зависит от следующих условий:
- от знания и понимания настроений, требований и установок своих из-бирателей.
Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики – показать, что Вы похожи на них, что у Вас одинаковые с ними заботы и проблемы, что Вы - "один из них".
Чрезмерная оригинальность при формулировании программ, построе-нии имиджа политического лидера недопустима, оттолкнёт большую часть людей. Построение имиджа политического лидера требует не только учиты-вать требования момента и действовать по ситуации. Нужно всегда демонст-рировать некоторые черты и качества характера, которые в сознании публики однозначно связаны с "лидерскими" качествами. Не обязательно обладать этими качествами на самом деле, но всегда важно выглядеть обладающими этими качествами. Лидер должен выглядеть деятельным, решительным, справедливым и заботливым к тем, кто признает его лидерство, беспощад-ным к врагам, преодолевающим все препятствия, выходящим победителем из любой ситуации. Большинство этих качеств конструируются с помощью слов. Однако лидером становятся не только благодаря некоторому набору личностных свойств. Структура качеств личности политического лидера должна находиться в соответствии с множеством факторов, в том числе с ха-рактером осуществляемых политических задач, эволюционными потребно-стями страны.
Если политик только начинаете свою карьеру, легко построить такой имидж, какой он сочтёт нужным. Однако самое главное в этот период - что-бы его заметили и запомнили. Для этого "всплывание" новому политику удобнее начинать в период политического затишья, а не в насыщенные поли-тическими событиями моменты.
Если это уже известный политик, то радикально изменить имидж до-вольно сложно.
Но если такая необходимость возникла, главная задача политика – сформировать новые ассоциации его имиджа. Это цель - не переубедить ау-диторию, что этот политик обладаете совсем другими качествами, а доказать, что именно эти качества больше всего соответствуют требованиям момента.
Политические лидеры должны быть всегда заинтересованы в изучении настроений и желаний электората, а не только в период избирательных кам-паний.
Таким образом, необходимо отметить, что по мнению исследователей-на принятие электорального решения большинством россиян большое влия-ние оказывают личные качества политических деятелей, нежели знакомство с их политическими программами. Очень долго российский народ ждал героя, коим для них и стал Путин. Таким образом, рассмотрев особенности россий-ского электората, автор может сделать вывод, что предвыборная компания В.В. Путина была построена грамотно. Для всех лидеров без исключения важным элементом приобретения доверия является внешний вид, умение коммуницировать и средства рекламы.
Заключение:
Итак, автором был рассмотрен ряд факторов, побуждающих население выносить свое суждение относительно политики в целом и политического лидера в частности, а также побуждающие к другим формам политической активности. На взгляд автора изучение мотивационной сферы масс представ-ляет собой одно из важнейших направлений массовой психологии. Несмотря на то, что существует обширный блок работ, посвященных этой проблемати-ке, до сих пор в политической психологии не существует концепции мотива-ционных факторов больших социальных групп. Кроме того, многие вопросы и проблемы еще ждут своего анализа. Например, проблема мотивационных факторов неучастия. Это одна из актуальных проблем в российской полити-ческой реальности, требующая своего анализа, и, возможно, ее рассмотрение сделает существенный вклад не только в психологию мотивации, но и помо-жет созданию рекомендаций политическим лидерам по взаимодействию со своими потенциальными последователями.
Во второй главе особое внимание автор уделил проблеме формирова-ния имиджа политика на примере бывшего президента, а нынешнего пре-мьер-министра В.В.Путина. Рассмотрев технологии формирования личности путина, автор пришел к выводу, что ««Феномен Путина» существует. Вла-димир Владимирович пришел к власти в сложный период для России. Ни один из предыдущих президентов не достигал такого уровня поддержки на-селения столь стремительно. Имидж Путина был сконструирован идеально.
Немало времени было уделено и освещению выигрышных личных ка-честв Владимира Путина: он не курит, почти не пьёт, активно занимается спортом (причём не шахматами и даже не теннисом, а боевым самбо и дзюдо — подходящее занятие для лидера великой державы), опускается в глубины океана на подводной лодке, летает на сверхзвуковых истребителях. Учитывая то, что Путин является человеком с природными волевыми качествами, при-сущими, далеко не каждому человеку, то именно этот факт определяет поло-вину успеха этого человека. Основными отличительными качествами явля-ются: характер, волевой, дисциплинированный, сдержанный. Кроме того, Владимир Владимирович Путин имеет неординарный и неоднозначный образ в западных средствах массовой информации. В средствах массовой инфор-мации его делают олигархом, говорят, что он прекрасный политик, а иногда пишут, что он пускает пыль в глаза. Стабильность в качестве главного внут-риполитического успеха Путина отмечал, например, американский журнал Time, назвавший в 2007 году Путина «человеком года». Управляющий ди-ректор журнала Ричард Стенгел отметил, что Путин «проявил необыкновен-ные лидерские качества, он получил страну, находившуюся в состоянии хао-са, и привел ее к стабильности». Таким образом, анализируя имидж Путина, можно утверждать, что его команда постаралась , им удалось создать благо-приятный образ, близкий россиянам.
Необходимо отметить, что по мнению исследователей на принятие электорального решения большинством россиян большое влияние оказыва-ют личные качества политических деятелей, нежели знакомство с их полити-ческими программами. Очень долго российский народ ждал героя, коим для них и стал Путин. Таким образом, рассмотрев особенности российского элек-тората, автор может сделать вывод, что предвыборная компания В.В. Путина была построена грамотно. Для всех лидеров без исключения важным элемен-том приобретения доверия является внешний вид, умение коммуницировать и средства рекламы.