Введение:
Введение
Актуальность темы. Во всем мире кризисные явления вынуждают бизнес и государственную власть действовать быстро и решительно в условиях увеличивающейся неопределенности и ограниченности ресурсов. Любое промедление в принятии адекватных решений чревато потерями. Отсюда – все более высокие требования к определению стратегических приоритетов качеству предлагаемых решений. При этом в центре внимания оказываются проблемы социальной сферы: в кризисных условиях увеличивается количество безработных, снижается общий уровень жизни, повышается уровень социального риска. Причем данные процессы происходят неравномерно на территории России, что связано с различным уровнем занятости, отраслевым дифференцированием и сложившимся к 2009 году качеством управления и экономическим положением в социальной сфере.
Кроме того, процесс трансформации российского общества и государства оказался по своей сути более сложным, чем ожидалось, а наиболее уязвимым местом преобразований стала образовательная система страны. Путь подобных преобразований на основе рыночных факторов развития привел Россию к известным социальным, финансовым, политическим и другим последствиям и, в конечном счете, к возникновению многих трудностей и проблем и в системе образования. Причем все эти процессы происходили на фоне роста и развития предпринимательского и корпоративного сектора экономики.
Таким образом, актуальность работы связана с необходимостью помощи образовательным учреждениям страны силами предприятий, что составляет сущность корпоративной социальной ответственности.
ДП-2068752-080504-УП1-19-10
Лист № докум. Подп. Дата
Студент Разработка мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям (на примере ОАО «СУЭК»)
Лит. Лист Листов
Руковод. Петрищенко Н.М. У 5 99
Консульт. МГУПИ
Н. контр.
Зав. каф. Сапожников С.С.
Круг проблем, объединяемых рамками исследования возможностей предприятия по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям, и определил актуальность, цель и задачи настоящей работы.\
Целью дипломного проекта разработка мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям (на примере ОАО «СУЭК»).
Достижение поставленной цели вызвало необходимость решения следующих основных задач исследования:
- рассмотреть теоретические основы благотворительной помощи предприятий;
- проанализировать деятельность ОАО «СУЭК» и возможности организации мероприятий этим предприятием по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям;
- обосновать необходимость мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям ОАО «СУЭК»;
- разработать проект мероприятий и описать этапы внедрения проекта по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям ОАО «СУЭК»;
- дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выступают мероприятия по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям ОАО «СУЭК».
Предметом исследования являются возможности и пути оказания благотворительной помощи образовательным учреждениям ОАО «СУЭК».
Глава 3:
Ранее мы упомянули о том, что основной целью мероприятий является повышение общего уровня и знания о сфере деятельности компании ОАО «СУЭК» среди учащихся с предоставлением стипендий и грантов. При этом общий девиз мероприятий: образованный выпускник школы – в потенциале квалифицированный специалист с активной жизненной позицией и широким видением любой ситуации
Рассмотрим подробнее предлагаемые мероприятия.
Программа «Одаренные дети» – выявление и поддержка талантливых детей, ограниченных в возможностях обучения (Забайкальский край, Иркутская область).
Задача программы «Одаренные дети» – выявление и поддержка талантливых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При этом ОАО «СУЭК» не ставит целью поиск исключительно и только аномально талантливых детей, прекрасно осознавая, что таланту крайне сложно не только развиться, но и не угаснуть в условиях системы общеобразовательных учреждений.
В связи с тем, что основной целью ОАО «СУЭК» является прежде всего содействие в успешной социализации детей, то и одаренным для нас является ребенок, который самостоятельно, инициативно и бескорыстно стремится к тому, чтобы стать успешным членом нашего общества. Данное стремление может проявляться в форме отличных успехов в учебе, глубоком изучении какой-либо отрасли науки, литературы либо искусства, активном постижении основ будущей профессии и т.д. В постоянном совершенствовании и практической реализации программы должны принимать участие ведущие специалисты в РФ по работе с одаренными детьми.
Проведение серии мастер-классов «День профессии» в школах г. Иркутска.
Мастер-классы призваны стимулировать мотивацию детей, расширить их кругозор направить на достижение высоких результатов, увидеть мир с точки зрения известных, состоявшихся личностей и поверить в свои собственные силы. Проект направлен на помощь в успешной интеграции детей профессиональное сообщество.
Основная тематика мастер-классов:
• Кто работает в угольной промышленности (шахтеры, машинист экскаватора, машинист буровой установки, проходчики, машинисты горных выемочных машин, подземные электрослесаря, менеджер и маркетолог в угольной промышленности и пр.).
• Кто работает в энергетике (инженер-теплоэнергетик, инженеры-электрики, теплотехники, диспетчеры, менеджер и маркетолог в энергетике и др.).
Наибольшее внимание заслуживает программа «Дистанционное образование» для школ Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, не имеющих возможности внедрения новых технологий в образовательный процесс. Ресурс предусматривает работу по программе 10-го и 11-го классов.
Миссия данного мероприятия - способствовать всестороннему гармоничному развитию и максимальной реализации потенциала одаренной молодежи России, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Цель - оказать указанной категории молодежи необходимую материальную поддержку для получения конкурентоспособного качественного образования, социальной адаптации и творческой самореализации.
Ценности мероприятия:
• оказание прямой адресной помощи конкретным детям;
• улучшение качества образования молодежи, находящейся в зоне риска, способствование положительному изменению статистики относительно их дальнейшего жизнеустройства и, как следствие, благотворное влияние на общий уровень стабильности и развития общества;
• возможность участия в проекте граждан страны;
• единство социальной ответственности и приобщения к результатам благотворительных программ всех участвующих сторон.
Уникальность мероприятия:
• неограниченный географический охват;
• соответствие федеральным государственным образовательным стандартам;
• помощь в сдаче ЕГЭ, одного из самых труднопреодолимых образовательных нововведений;
• индивидуальная направленность поддержки (предусмотрена выплата «мотивационной стипендии», т.е. по результатам успешной учебы в ВУЗе студентам выплачивается ежемесячная стипендия от ОАО «СУЭК»);
• оказание не единовременной материальной помощи, а деятельное участие в воспитании и поддержке будущих граждан нашей страны.
В целом, в рамках данного проекта дети будут иметь возможность существенно повысить свой образовательный уровень по всем предметам общеобразовательной школы, выполнять лабораторные работы и опыты с помощью новейших компьютерных программ и технологий, целенаправленно и результативно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
К работе важно привлечь лучших педагогов и психологов, ведущих общение с детьми в режиме реального времени по сети Интернет.
Проект дистанционного образования органично вписывается в приоритетный национальный проекта «Образование». Ребенку предоставляется реальный шанс существенно улучшить свои стартовые позиции и стать более конкурентоспособным в современном обществе. Так, все оценки, которые дети получают в ходе дистанционных уроков на законных основаниях заносятся в письменный школьный журнал. Для одаренных детей существует возможность получения аттестата о среднем образовании государственного образца средней школы. Тесты Единого государственного экзамена, которые дети сдают в рамках данного проекта, имеют юридическую силу и позволяют участвовать в конкурсе в любое высшее учебное заведение России.
Проект дистанционного образования позволит десяткам детей найти выход из ранее тупиковой ситуации: в сельских школах практически невозможно получить достаточное количество знаний, а следовательно и успешно продолжать жизнь в обществе.
Проект дистанционного образования позволит десяткам детей найти выход из ранее безвыходной ситуации недостаточности получаемых знаний в сельских школах и получить реальный шанс успешной социализации включая выявление среди них талантливых детей и помощь в их интеграции в общество.
К «Дистанционному образованию» целесообразно подключаться детям-сиротам и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по согласованию с руководителями сиротских учреждений и территориальными органами образования.
Критерием отбора учащихся для подключения к «Дистанционному образованию» служит уровень успеваемости и личное желание ребенка. Ресурс предусматривает работу по программе 10-го и 11-го классов. Для начала знакомства с ресурсом ОАО «СУЭК» предоставляет возможность сильным ученикам подключаться к курсу занятий по русскому языку уже с 9 класса. Дети (с помощью взрослых) выбирают предметы, которые им необходимо «подтянуть» или те , по которым у них есть желание углубить свои познания.
Для них составляется график посещения компьютерного класса в свободное от учебы время (по возможности, организуется присутствие взрослого человека на занятиях). Дети проходят материал, сдают тесты и тренируются на имитаторах ЕГЭ, получают оценки, которые могут быть занесены в их школьные дневники.
Ресурс может быть использован как подспорье на уроках в обычной школе, а также для самостоятельного дополнительного обучения.
Заниматься можно круглосуточно, в том числе осуществлять общение с педагогами ресурса (московские педагоги), которые в определенное время могут быть также в on-line доступе.
Этим и ценен ресурс – это не просто база знаний и уроков, а деятельная поддержка профессиональных педагогов.
«Дистанционное образование» дает возможность целиком освоить образовательную программу 10 -го и 11-го классов в дистанционном режиме.
База проекта – общая школьная программа. Специальный профиль для наиболее сильных учеников – углубленное интенсивное изучение отдельных предметов.
Для работы в дистанционной школе необходимы компьютер и Интернет. При рассмотрении заявок в исключительных случаях возможно предоставление помощи ОАО «СУЭК» в приобретении компьютеров и установке Интернета.
Заключение:
В заключение проекта мы хотели бы выделить следующие итоговые положения:
1. Корпоративная социальная политика, а именно она представляет собой действия предприятий по развитию социально-экономической сферы территории, занимает равноправное место среди других видов социальной политики.
2. Благотворительная помощь предприятий в системе корпоративной социальной ответственности (КСО) занимает высший уровень как особая сфера, где направления социальных инициатив и инвестиций не связано напрямую с деятельностью компании.
3. Для достижения эффективности благотворительность предприятий должна вписываться в программно-целевой подход в системе государственного управления социально-экономическим развитием территорий России, суть которого заключается в концентрации инвестиционных и иных ресурсов на ограниченном количестве базовых направлений в соответствии с системой целей, определяемых на период действия программы, на основе глубокого анализа общественных потребностей и закономерностей развития экономики и общества в целом.
4. Благотворительная помощь образовательным учреждениям как часть корпоративной социальной политики является частью общегосударственной российской политики в области образования. В осуществлении направлений ПНП «Образование» необходимо учитывать и методы социального партнерства, которое понимается как система взаимодействия федеральной и региональной власти, государственных предприятий с предпринимательскими структурами, местным самоуправлением и населением.
5. СУЭК крупнейшая угольно-энергетическая компания России, занимающая седьмое место в мире по объему добычи угля. При этом в своей деятельности компания в полной мере руководствуется принципами корпоративной социальной ответственности. В этой связи компания стремится развивать партнерские отношения со всеми заинтересованными сторонами. По итогам 2009 года компания вошла в число лидеров рейтинга корпоративной социальной ответственности (КСО) среди российских компаний, заняв четвертую позицию в российской версии глобального проекта Accountability Rating.
6. Исходя из анализа хозяйственной деятельности ОАО «СУЭК», мы можем говорить о финансовых возможностях компании по организации мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям. Данные основания обнаруживаются в анализе положительной динамики выручки компании, роста капитала и прибыли, что несмотря на итоговый убыток, связанный с инвестированием и определенной группой расходов, является неоспоримым фактом растущих финансовых возможностей компании.
7. Исходя из анализа социальной политики ОАО «СУЭК», мы считаем возможным говорить о необходимости мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям по следующим основным причинам: 1) необходимость подготовки кадров для предприятия, начиная с взаимодействия со школами и вузами; 2) развитие регионального уровня образования как часть корпоративной социальной политики компании.
8. Мы предлагаем разработать ряд мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям в 2011-2012 гг. Цели мероприятий: повышение общего уровня и знания о сфере деятельности компании СУЭК среди учащихся с предоставлением стипендий и грантов. Общий девиз мероприятий: образованный выпускник школы – в потенциале квалифицированный специалист с активной жизненной позицией и широким видением любой ситуации. Перечень мероприятий: 1) программа «Одаренные дети» – выявление и поддержка талантливых детей, ограниченных в возможностях обучения (Забайкальский край, Иркутская область); 2) проведение серии мастер-классов «День профессии» в школах г. Чита; 3) программа «Дистанционное образование» для школ Иркутской области и Забайкальского края, не имеющих возможности внедрения новых технологий в образовательный процесс. Ресурс предусматривает работу по программе 10-го и 11-го классов. Нормативно-методическая база мероприятий: среди документов, регламентирующих деятельность СУЭК и проекта – кодексы КСО и прочие внутренние документы. А также документы о проведении конкурсов, викторин и проведения исследований. Основные этапы, стадии и методы организации мероприятий: 1) Анализ актуальных для СУЭК тем; 2) Формирование группы участников (отбор участников среди учащихся г. Чита); 3) Разработка пакета документов для мероприятий; 4) Проведение мероприятий; 5) Анализ результатов. Предполагаемые источники финансирования: бюджет ОАО «СУЭК» (та же статья расходов, что и для прочих социальных инициатив).
9. Необходимость мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям ОАО «СУЭК» обусловлена как общими проблемами развития системы образования в регионе, так и потребностями частных направлений - для школ Иркутской области и Забайкальского края актуально совершенствование программ дистанционного обучения для детей и учебных заведений, не имеющих возможности внедрения новых технологий в образовательный процесс.