Введение:
Актуальность работы. Конструктивно под управлением знаниями сейчас понимается совокупность оперативных и стратегических управленческих усилий, направленных на увеличение эффективности использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности (прибыльности) деятельности.
Как всякая новая, востребованная и популярная предметная область теория управления знаниями развивается, в первую очередь, практиками. Об этом свидетельствует и узкий круг теоретических (аналитических) работ в области систем управления знаниями. А то, что опубликовано, в основном, имеет характер обзора прикладных компьютерных программ, предлагаемых для различных возможностей и задач, которые¬ еще не осмыслены.
Управление знаниями позволяет решить некоторые сложные проблемы бизнеса зачастую без серьезных материальных затрат. В мировой практике это процесс давно используется для выполнения многих задач: улучшения производственных показателей, укрепления взаимодействия между подразделениями кампании, расширения бизнеса, обмена опытом между сотрудниками, повышения качества услуг.
Объект исследования: корпоративное управление.
Предмет исследования: система управления корпоративными знаниями.
Цель исследования: выявить конкурентные преимущества системы управления корпоративными знаниями.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и структурные элементы управления знаниями;
- выявить основные компоненты разработки стратегии управления знаниями персонала в компании;
- проанализировать значение системы управления знаниями для предприятий;
- дать обзор построения системы управления знаниями без использования больших инвестиций на примере «Кредитного союза «Первое Кредитное Общество».
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Глава 3:
Введение управления знаниями имеет особое значение для малых и средних предприятий, так как:
- Малые и средние предприятия особенно ощущают скорость изменений в их конкурентном окружении, которая в свою очередь заставляет принимать быстрые, но хорошо обоснованные решения. Управление знаниями, без сомнения, улучшит способность эффективно реагировать на изменения, как во внешней среде, так и внутри компании.
- Управление знаниями может обеспечить компании способность быстро вводить в курс дела молодых, неопытных специалистов, которые на первых порах, не имея собственного опыта, могут использовать имеющиеся в компании знания.
- Управление неявными знаниями (находящимися в головах людей) - большая проблема для любой организации, так как по результатам исследований, проведенных American Productivity and Quality Center (APQC), неявные знания составляют более 80% организационных знаний . Для малых и средних предприятий, где способов формализации¬ (кодификации) знаний не так много, этот процент может быть еще выше.
- В малых и средних предприятиях существует тенденция руководствоваться краткосрочными целями и обходиться минимальными бизнес-планами. Как результат, руководство может не до конца понимать основу сегодняшнего успеха и возможные угрозы в будущем. Управление знаниями, тесно связанное со стратегическими целями, может улучшить способность мыслить и действовать стратегически.
- Существующая бухгалтерская практика не показывает знания как активы предприятия в финансовых отчетах. Руководители и собственники предприятий зачастую не осознают потенциал знаний и возможности, связанные с его эффективным управлением. В дополнение, нехватка времени и ресурсов для сбора данных, а в некоторых компаниях, напротив, информационная перегрузка - являются демотивационными факторами и причинами неэффективного использования информационных технологий. «Правильно спроектированная и хорошо отобранная система управления знаниями может помочь решить эти проблемы, действительно обеспечит быстрый доступ к необходимым знаниям всем сотрудникам предприятия и поможет оценить реальное значение знаний для бизнеса» .
- Многие компании¬ не могут организовать сбор и сохранение необходимых знаний по причине увольнений сотрудников или по причине нежелания сотрудников делиться и обмениваться знаниями.
Главная цель управления знаниями - создать такую атмосферу в компании, мотивировать и поддержать персонал, так чтобы ценные знания как можно больше распространялись внутри компании, передавались от сотрудника к сотруднику, сохранялись как в формализованном виде, так и в неформализованном. При этом особое внимание также уделяется обеспечению актуальности знаний, так как знания имеют свойство быстро устаревать.
Наибольшее конкурентное преимущество управление знаниями может дать компании, ориентированной на постоянное изменение бизнес-процессов для адаптации к изменяющимся внешним потребностям, особенно в отраслях, где одним из ключевых показателей эффективности является время вывода новых изделий на рынок (time-to-market). Однако в России существует также другая группа предприятий, которой следует уделить пристальное внимание управлению знаниями. Это предприятия с богатой историей, вложившие много средств в формирование интеллектуального потенциала в советские годы, который до сих пор имеет ценность. На таких предприятиях знания, как правило, заключены в головах сотрудников, которые заканчивают свою трудовую деятельность и перед руководством стоит важная задача - сохранение интеллектуального капитала предприятия. Решение этой задачи также лежит в сфере задач управления знаниями, а точнее в отдельной его области - инженерии знаний.
Заключение:
Знания должны находиться в центре всего, что делает компания
Традиционно руководители предприятий заняты такими «большими проблемами», как прибыльность, производительность, эффективность, позиционирование на рынке, отношения с владельцами бизнеса и т.п. Классическая теория бизнеса, начиная от Адама Смита, рассматривала управление бизнесом как управление издержками. С этой точки зрения компания строится таким образом, что все процессы находятся внутри неё - так дешевле. Ключевыми ресурсами при этом являлись: земля, труд и капитал (знакомые каждому студенту по К.Марксу).
Сегодняшний взгляд на конкуренцию основывается на понимании того, что успех компании зависит не столько от ресурсов (денег, зданий, оборудования, людей и технологий), а от того, как компания использует свои знания для того, чтобы превратить эти ресурсы в организационные способности. Просто обладать ресурсами на сегодня мало - необходимо знать, что делать с ними и как это делать наилучшим образом. Знания сегодня находятся в¬ центре всего, что делает компания, определяя её ключевые конкурентные преимущества и способности.
Управление знаниями начинает играть важную роль и интегрируется в общее управление бизнесом как важная и неотъемлемая часть. Управление знаниями нацелено на изменение повседневных действий сотрудников с тем, чтобы развивать и распространять наиболее ценные для компании знания; на улучшение взаимодействий сотрудников друг с другом, с клиентами, с партнерами; на развитие средств и инструментов, поддерживающих процессы управления знаниями; на стратегическое развитие организационных способностей.