Дипломная по теме: Методика физической реабилитации инвалидов 11-15 лет с детским церебральным параличем.

Название работы: Методика физической реабилитации инвалидов 11-15 лет с детским церебральным параличем.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы проблемы физической реабилитации при детском церебральном параличе 7

1.1. Клиническая характеристика ДЦП 7

1.1.1. Этиология и патогенез 7

1.1.2. Формы ДЦП 11

1.1.3. Клинические проявления при ДЦП 15

1.1.4. Лечение ДЦП 17

1.2. Особенности психического и физического развития детей с ДЦП 20

1.3. Специфика двигательных нарушений 27

1.4. Значение физической культуры для коррекции двигательных функций для детей с ДЦП 33

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 40

2.1. Задачи исследования 40

2.2. Методы исследования 41

2.3. Организация исследования 44

2.4. Разработка программы физической реабилитации коррекции двигательных нарушений 45

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 60

3.1. Предварительное обследование детей с ДЦП 60

3.2. Анализ эффективности программы физической реабилитации детей с ДЦП 65

Выводы 72

Список литературы 74

Приложение 1 83

Приложение 2 84

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. До настоящего времени проблема детского церебрального паралича (ДЦП) является наиболее актуальной в неврологии детского возраста, и занимает первое место среди всех неврологических заболеваний.

Распространенность детского церебрального паралича составляет, по данным различных исследователей, от 2,5 до 8,9 человека на 1000 детей (Лекманов А.). При этом в последние десятилетия таких больных становится все больше. Хотя и есть определенные успехи в лечении больных детским церебральным параличом, однако состояние 10% больных остается очень тяжелым как в двигательном (выросшие дети не могут передвигаться и обслуживать себя), так и в психическом плане (нарушения психики и интеллекта). Именно эти дети, которые самостоятельно не передвигаются, не обслуживают себя и оказываются необучаемыми, и составляют самую тяжелую категорию инвалидов.

Детский церебральный паралич ? это понятие собирательное, объединяет группу неврологических заболеваний, возникших в перинатальный период, которые являются следствием повреждений мозга. Характерная особенность ДЦП ? нарушение двигательного развития ребенка, обусловленное аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движения, сочетающихся с нарушением психического развития, судорогами, задержкой развития речи.

Общепризнано, что заболевание возникает в перинатальный период. По определению ВОЗ перинатальным периодом называется период от 28 недель внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорожденного. Это все то, что случается с головным мозгом плода после 28 недель внутриутробной жизни. Точной причины нельзя узнать, их очень много.

Начальные клинические проявления ДЦП формируются на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движения, речи и психики. Только при тяжелых формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных случаях важно заметить и динамически наблюдать за развитием ребенка. Обнаруженные «угрожающие» признаки следует проанализировать: выявляются ли отклонения при повторных осмотрах; нарастает ли дефицит возрастных навыков или, наоборот, имеется тенденция к их сокращению.

Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в Российской Федерации.

Изучению физической реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича посвятили ряд ученых: В.В. Кудряшов, 1978; Е.М. Мастюкова, 1991; Н.В. Ганзина, 1998; Н.А. Мякишева, 2000; А.Н. Лаврентьева, 2002; Т.Е. Сидорова, 2003; М.О. Лянной, 2003 и другие.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики физической реабилитации инвалидов 11-15 лет с детским церебральным параличем.

Объект исследования – процесс физической реабилитации инвалидов 11-15 лет с детским церебральным параличом.

Предмет исследования – коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-15 лет с детским церебральным параличом.

Поставленная цель в работе предусматривает постановку и решение следующих задач:

Глава 3:

Необходимость разнообразия досуга постоянными, систематическими занятиями физическими упражнениями была подтверждена в процессе проведенного анкетного опроса среди подростков-инвалидов и их родителей.

Были заданы следующие вопросы:

1. Насколько ребенок-инвалид информирован о своем заболевании (причины, время возникновения, тип заболевания). 14% подростков-инвалидов могут положительно ответить на все вопросы, совсем не информированы о своем заболевании 19%. (Ответы - знает два вопроса 25%, знает только один вопрос - 42%).

2. Уровень жизни семьи ребенка-инвалида. Уровень экономического положения и уровень жизни инвалида – средний у 65% (высокий – 2%, низкий – 33%).

3. Оценка собственной физической подготовленности. «Отлично» ? 1%, «хорошо» ? 11%, «удовлетворительно» ? 39%, «неудовлетворительно» ? 49%.

Как видно по самооценке, число инвалидов со слабой физической подготовкой составляет более половины всех респондентов, что грозит дополнительными трудностями в их трудовой деятельности и личной жизни.

4. Интерес инвалида к физкультурной деятельности. Очень нравится спорт ? 18%, нравится ? 24%, нравится иногда ? 32%, не нравится ? 23%, совсем не нравится ? 3%.

5. Участие в физкультурной деятельности. Активное участие ? 3%, регулярное участие ? 9%, участие редкое ? 24%, совсем не участвуют ? 64%.

Подавляющее большинство инвалидов 11-14 лет с ДЦП интересуются физической культурой (74%), но никогда не участвовали в физкультурной деятельности 64%. Следовательно, большую часть свободного времени инвалиды с ДЦП вынуждены проводить пассивно (например, читая книги, смотря ТВ, слушая музыку и т.д.).

Таким образом, в результате опроса был выявлен недостаток двигательной активности инвалидов с последствиями детского церебрального паралича в повседневной жизни. Поэтому в настоящем исследовании предпринята попытка восполнить этот пробел и сделать еще один шаг на пути физической реабилитации подростков-инвалидов с ДЦП.

Проведение предварительного обследования по данным физического развития, физической подготовленности и психического состояния позволило констатировать, что входной уровень инвалидов с последствиями детского церебрального паралича контрольной и экспериментальной групп был приблизительно одинаков.

3.2. Анализ эффективности программы физической реабилитации детей с ДЦП

Проведение курса реабилитационных мероприятий по комплексной методике физической реабилитации, основанной на использовании общеразвивающих упражнений, подвижных игр и элементов спортивных игр в Центре реабилитации детей и подростков с инвалидами вследствие ДЦП позволило получить следующие результаты. За период формирующего педагогического эксперимента в опытной группе, по сравнению с контрольной, произошло значительное улучшение всех показателей (рис. 1).

Заключение:

. Результаты проведенного анкетного опроса свидетельствуют о недостатке двигательной активности инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом. Из числа опрошенных 64% инвалидов никогда не участвовали в физкультурной деятельности. Собственную физическую подготовленность 39% инвалидов оценили как «неудовлетворительную». Всего лишь 3% опрошенных принимают активное регулярное участие в физкультурно-спортивной деятельности, при этом подавляющее большинство (74%) подростков с детским церебральным параличом интересуются спортом.

2. Теоретически обоснованы положения для создания эффективной методики коррекции двигательных нарушений у подростков с последствиями ДЦП, включающие теоретико-методологический базис, методические и организационные аспекты, среди которых важнейшими определены идея интегративного развития личности в сфере физической культуры, цель, задачи и принципы деятельности в области адаптивной физической культуры, оздоровительно-реабилитационная направленность физкультурной деятельности, а также доминирующее значение применения средств физической культуры по отношению к другим средствам и оптимальность физической нагрузки.

3. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича, основанная на применении общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр. Особенностями методики являются: строгое дозирование физической нагрузки в сочетании с систематическим контролем за занимающимися, постепенное увеличение доли средств физической культуры по сравнению с другими в ходе занятий, целесообразное распределение используемых средств в содержании занятий – физические упражнения, игры включаются во все части занятия.

4. Результаты физической реабилитации инвалидов с ДЦП показали высокую эффективность разработанной методики, что выразилось в улучшении их двигательных возможностей. В экспериментальной группе изменения показателей двигательных тестов: прыжки на правой ноге, на левой ноге, на двух ногах, в равновесии на правой и левой ноге, а также быстрота простой двигательной реакции, скоростно-силовые качества, координационные способности, показатели силы кисти оказались более значительными, чем в контрольной группе.

Похожие работы на данную тему