Курсовая теория по теме: Информационные технологии в процессе обучения

Название работы: Информационные технологии в процессе обучения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Информационные технологии

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ понятия «информационные технологии» в образовании 6

1.1 Сущность информационных технологий 6

1.2 Информационные технологии в образовании 12

1.3 Методический аспект использования информационных технологий в образовании 18

Глава 2. Характеристика основных информационных технологий в системе образования 22

2.1 Программированное обучение 22

2.2 Компьютерное обучение 26

2.3 Дистанционное обучение 32

Заключение 37

Список литературы 38

Выдержка:

Введение:

Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образова-ния привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу.

Сравнительный анализ математической и естественно-научной подго-товки учащихся 50 стран мира по данным Третьего международного иссле-дования (Third International Mathematics and Science Study — TIMSS) показал, что самые высокие результаты как по математике, так и естествознанию имеют школьники Сингапура. Их показатели статистически значимо отли-чаются от показателей других стран, участвовавших в исследовании по ма-тематике (7—8-е классы) и естествознанию (8-е классы). К ним приближают-ся школьники Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Респуб-лики.

Результаты российских школьников попадают в промежуточную сред-нюю группу. При этом, по заключению комиссии, анализировавшей данные исследования, наши школьники хуже владеют экологическими и методоло-гическими знаниями; больших успехов они достигли в области владения фактологическим материалом — области, в которой требуется воспроизведе-ние готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала уровень их отве-тов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружаю-щем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники лидирующих стран.

Среди сформулированных рекомендаций наиболее существенными бы-ли следующие: усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, ве-ществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащих-ся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса зада-ний на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет зна-ний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. Думается, в этом нам могут помочь не в послед-нюю очередь новые педагогические, и, разумеется, информационные техно-логии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму пара-дигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педаго-гических технологиях. Однако и кавалерийские наскоки здесь не годятся. Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно, а следователь-но, и эффективность от «административного» подхода к их внедрению будет весьма сомнительная.

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем ре-шать, как минимум, три основные задачи: обеспечение выхода в сеть Интер-нет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое вре-мя и из различных мест пребывания; развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и твор-ческого процесса; создание, развитие и эффективное использование управ-ляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с воз-можностью повсеместного доступа для работы с ними.

Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерыв-ного образования, а также учитывая неравномерность технологического ком-пьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут.

Глава 2:

Программированное и компьютерное обучение основывается на выде-лении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных дейст-вий, ведущих к правильному результату предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений.

Виды обучающих программ

1. Линейные программы представляют собой последовательно сме-няющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правиль-ного ответа он получает новую учебную информацию, а если от-вет неправильный, то предлагается вновь изучить первоначаль-ную информации.

2. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обу-чаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему вы-полнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

3. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учеб-ного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочником, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейше-го режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дает-ся другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полно-стью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговой процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. - Комбинированная программа включает в себя фрагменты ли-нейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже пер-вые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении от-дельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов [10, C. 105].

ПК является мощным средством для обработки информации, представ-ляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Главной особенно-стью ПК как инструмента является возможность его настройки (программи-рования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные про-блемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия бо-лее интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучае-мой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средст-вами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждо-го отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и по-иска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Не подлежит сомнению, что во многих случаях преимущества компью-тера не оспоримы. Он не только избавит учащихся от рутинных работ, но и позволит им заняться трудоемкими практическими задачами с использовани-ем методов линейного программирования и сложных аналитических иссле-дований. Использование текстовых редакторов избавляет от нудного печата-ния на машинке и дает возможность преподавателям требовать от обучаю-щихся многократной переделки заданной темы, пока она не станет удовле-творительной. Подобная шлифовка стиля была бы невозможной без компью-тера. Время, которое раньше тратилось на рутинные, раз за разом повторяю-щиеся операции, теперь может быть посвящено более важным вопросам, требующим напряжения мысли и творческого подхода.

Компьютеры открывают новые перспективы в области образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить обучение придерживаясь в основном принципа пассив-ного слушания лекций и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения из груды исходных данных - все это приобретает большую важ-ность и требует от студентов более активной деятельности.

Заключение:

Рассмотренные нами информационные технологии показывают, что по мере их развития удавалась ставить и решать все более сложные задачи педа-гогики и образования.

Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых зна-ний.

Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможно-стей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому ос-нащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогиче-ской, научно-исследовательской, организационно-управленческой, эксперт-ной и др.

Построение единого информационного пространства в образовании по-зволит добиться: повышения эффективности и качества процесса обучения;

– интенсификации процесса научных исследований в образовательных учре-ждениях; сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых; повышения оперативности и эффек-тивности управления отдельными образовательными учреждениями и систе-мой образования в целом; интеграции национальных информационных обра-зовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к ме-ждународным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

Похожие работы на данную тему