Введение:
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Ин-дийская философия ? это истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохра-нила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого силь-ного воздействия на Запад, как индийская.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках опре-деленных систем или школ и деление их на две большие группы: первая группа ? это ортодоксальные философские школы Древней Индии, при-знающие авторитет Вед (Веданта (IV?II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI?V в. до н.э.)). Вторая группа ? неортодоксальные школы, не признаю-щие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII?VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).
Актуальность работы заключается в рассмотрении уникального насле-дия философии Древней Индии, на заре человечества заложившей основы современной философии и определившей направление развития философ-ской мысли Западной Европы.
Цель работы состоит в изучении философии Древней Индии.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) определить своеобразие культуры древней Индии;
2) рассмотреть истоки философии Древней Индии;
3) изучить развитие философской мысли Древней Индии;
4) определить характер влияния буддизма на индийскую философию.
Глава 4:
Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был вне-сен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуата-ма, или Будда (ок. 583 — 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает «достиг-ший цели», Гаутама — родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизне-деятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи и становится странст-вующим аскетом. В начале он обратился к йогической медитации, которая представляет собой реализацию стремления обрести божественное начало человеческой личностью через дисциплину тела и ума. Но этот способ при-ближения к богу не удовлетворил его. Затем он прошел путь строгой аскезы. Аскеза Гаутамы была такой суровой, что он был близок к смерти. Однако и этот путь не привел его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. В ночь полнолуния Гаутама преодолел четыре ступени меди-тивного транса, точно осознавал происходящее и в последнюю стражу ночи обрел просветление и стал Буддой, т.е. «Просветленным».
Будда увидел путь, ведущий к освобождению от всех страданий, т.е. к «нирване».
В тридцать пять лет он прочел свою первую проповедь, которую назы-вают «Первым поворотом колеса Диармы». Свой путь Будда назвал средин-ным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм, предполагающий стремле-ние к удовольствиям, как односторонние крайности. В этой проповеди он провозгласил «Четыре Благородные Истины».
Суть их сводится к следующему:
— вся человеческая жизнь — это сплошное страдание;
— причина страданий — стремление к удовольствиям;
— прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанно-стей и отрешенности;
— ведет к прекращению страдания «Благородный Восьмеричный путь», предполагающий использование верных взглядов, верного намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, вер-ного памятования и верного сосредоточения [8; с. 241].
Будда, подобно врачу, обнаруживающему болезнь, предлагает ее лече-ние. В четырех истинах, провозглашенных Буддой, содержится диагноз и ре-цепт болезни, поразившей бытие людей. И хотя этот диагноз и рецепт звучат незамысловато, но они заключают в себе глубокое философское открытие.
Его первую часть составляет то, что Будда обозначил как «Три харак-теристики бытия». Первая характеристика гласит, что все составляющие бы-тия переходящи, все существа в нем появляются, претерпевают изменения и исчезают. Согласно второй характеристике все составляющие лишены своего постоянного «Я». Люди стремятся достичь удовольствий и забывают о том, что, когда они достигнут их, эти удовольствия могут перестать радовать, ут-ратить привлекательность и даже стать нежелательными. Иными словами, их желания как основа их «Я» непостоянны. Третья характеристика бытия за-ключается в наполненности всех составляющих бытия страданием. По мне-нию Будды, поток событий, в который включены люди, вследствие своей из-менчивости никогда не может быть источником подлинного счастья и ду-шевного покоя; более того он приносит бесконечные страдания ввиду того, что людей тяготит и мучает неисполнимость их желаний, которые накатыва-ют на них как волны моря, бегущие одна за одной на берег.
Законом срединного пути Будда объявил закон «взаимного происхож-дения». Суть его в том, что «любое событие обусловлено своей причиной и выступает причиной других событий» [3; с. 176]. В «Беседе о причинно-следственной связи» Будда называет четыре характеристики причинности: объективность, необходимость, неизменность и обусловленность. Этот закон открылся Будде в ту ночь, когда он обрел просветление. Данный закон стал основанием всей системы его взглядов.
Заключение:
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться прибли-зительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием «Веды», буквально означающим знание, ведение.
Роль «Упанишад» в истории всей индийской философии чрезвычайно велика. Они, по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время «пи-тали» философскую мысль в Индии. Основным источником философской мысли более позднего ? эпического периода является обширная эпическая поэма «Махабхарата», которая состоит из 18 книг
Предметом первых философских размышлений становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. От-сюда понятно, что этико-социальная и этико-психологическая мысль неотде-лима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же фило-софии поток этико-психологической мысли был, пожалуй, наиболее значи-тельным. Философия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики. Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом.
Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием транс-цендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляю-щегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории.