Введение:
При переходе к рыночной экономике и культура и искусство оказались в весьма не выгодной ситуации. Бюджетное финансирование значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Содержание организаций культуры и искусства является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Необходимость бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры определяется самим их правовым статусом. Практически все они являются некоммерческими и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона о «О некоммерческих организациях».
В современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколько-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего, из-за неустойчивой экономической ситуации в стране.
Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятельно заниматься добыванием средств к существованию, иметь побочный «карман» откуда можно при необходимости черпать деньги. При этом, согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (2002г.), поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований учреждений культуры.
За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрайзинг (fundraising), что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а, по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно вошел в наш лексикон, функция фандрайзинга достаточно нова для российских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры.
Фандрайзинг является на сегодняшний день актуальнейшим источником средств для организаций искусства в большинстве развитых стран, и его значение продолжает возрастать. В последнее десятилетие роль его как источника финансирования искусства стремительно возросла, в связи с тенденциями сокращения государственных бюджетов на искусство. Еще 15 лет назад ни понятия, ни связанные с ним действия не были известны в России, да и сегодня, несмотря на значительный прогресс и отдельные успешные опыты фандрайзинга, не хватает ни теоретических знаний, ни практических навыков.
В современных условиях рыночных отношений в России большое значение приобретает развитие государственных организаций культуры, решающих необходимые для любого общества и государства культурно - просветительские и научно-исследовательские задачи. Занимается сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др. В то же время условия функционирования государственных организаций культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. Поэтому необходим поиск дополнительных источников финансирования, взаимодействие с потенциальными спонсорами, и средствами массовой информации.
Объектом исследования является – система финансирования учреждений культуры.
Предметом исследования является фандрайзинг, как инструмент совершенствования системы финансирования учреждении.
Целью работы является – изучить возможности использования дополнительных источников финансирования и спонсорства, необходимых для достойного существования учреждений культуры.
В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и виды фандранзинга в организациях культуры;
2. Рассмотреть этапы фандрайзинговой компании;
3. Раскрыть критерии эффективности фандрайзинговой деятельности;
4. Дать общую характеристику деятельности дворца культуры и его функции;
5. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельносты МУ РД;
6. Рассмотреть проблемы и перспективы фандрайзинговой деятельности МУ РДК;
В процессе написания работы использовались различные литературные источники, учебные пособия по социально культурной деятельности, материалы печатных СМИ.
Глава 2:
На 01.07.2009г. балансовая стоимость оборудования составляет 2837703,93 рублей, остаточная – 1947587,67 рублей, процент износа – 31%. Ежегодно проводятся работы по текущему ремонту здания: ремонт фасада, в 2007 году полностью заменена система отопления и водоснабжения, в 2007-2008 гг. произведены сантехнические, электромонтажные работы, ремонт помещений.
В планах на 2009 год – благоустройство участка (разработан проект) и замена окон на пластиковые пакеты.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится на основании утвержденного Порядка проведения инвентаризации. Утвержден Порядок начисления амортизации основных средств, Правила документооборота, Рабочий План счетов, Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Организация бюджетного учета осуществляется на основании следующих нормативных документов: ФЗ от 21.11.2006г. № 129-ФЗ (О бухгалтерском учете), бюджетного законодательства,
Гражданского кодекса, Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина от 10.02.2006г №25 н., иных нормативных правовых актов РФ.
Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерия МУ РДК, возглавляемая главным бухгалтером. Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях. За руководителем МУ РДК закрепляются права распорядителя ассигнований: заключать договора на поставку товара и оказание услуг, трудовые соглашения на выполнение работ (согласовывая с главным бухгалтером), получать в установленном порядке авансы на хозяйственные нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет своих ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы и другие материальные ценности на нужды МУ РДК, утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц; документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность и ветхость основных средств и других ценностей; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности МУ РДК.
Налоговый учет расходов, осуществляемых за счет средств целевого финансирования целевых поступлений, ведется отдельно от налогового учета расходов, которые производятся за счет средств, полученных за оказание услуг (выполнение работ) на платной основе или как внереализационные доходы. При списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ и оказании услуг применяются методы оценки средней себестоимости, как и для всех видов сырья и материалов. Применяется метод определения бюджетных доходов и расходов- метод начисления, то есть все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от факта движения денежных средств. «МУ РДК» имеет льготы по налогообложению: освобожден от уплаты земельного, транспортного налога, налога на имущество, прибыль, НДС. Ежегодно предоставляется в Управление по технологическому и экологическому надзору расчет отчислений за загрязнение окружающей среды в соответствии с установленными лимитами, производится оплата за размещение твердых бытовых отходов, уличный смет, ветошь, выброс в атмосферу от автотранспорта.
Формирование доходов:
- бюджетные средства (областная субвенция и средства городского бюджета),
- внебюджетные источники (поступления от оказания платных социальных услуг в отделении дневного пребывания, спонсорские средства).
Контроль за формированием и использованием: прибыль отсутствует, поступающие внебюджетные средства направляются на покрытие расходов по организации питания в отделении дневного пребывания, спонсорские средства - на ведение уставной деятельности.
Заключение:
Изучение особенностей менеджмента культурно-досуговой сферы имеет первостепенное значение в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики в России. Развитие рыночной концепции хозяйствования в культурном секторе происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев социально-культурной политики в стране. Очевидно, что в обстановке неопределенности руководству объектов культурно-досугового сектора функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие инновационные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные инновационные программы, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях. Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента — науки о наиболее рациональной организации и управлении коллективом — играет особую роль.
Идеи благотворительности неновы для России, первые упоминания о благотворительной деятельности относятся к 10 веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной. По экспертным оценкам около 150 млрд. рублей из прибыли компаний ежегодно расходуется бизнесом на различные социальные программы и в последнее время значительно возрастают.
Все большую актуальность приобретает задача грамотного менеджмента в сфере реализации корпоративных социальных программ.
Мировой опыт показывает, что спонсорство расценивается именно как маркетинговый инструмент, результатом применения которого является благосклонное отношение общества и государственной власти к компании. Считается, что спонсорством благотворительных мероприятий компании занимаются потому что:
Участие в благотворительных акциях и мероприятиях улучшает имидж компании, показывает, что это легально признанная компания, твердо стоящая на ногах. Спонсорство является демонстрацией надежности, финансового благополучия и стабильности компании.
Участие в благотворительных акциях снижает агрессию и повышает лояльность к компании – как со стороны потребителей, так и со стороны властей города/области/страны. Еще один вторичный, но немаловажный фактор – компания с имиджем социально-ответственной станет популярной не только среди широких масс потребителей, но и среди собственных сотрудников. Ну и, в конце концов, всем понятно, что благотворительность – это реклама. А ее, как известно, никогда не бывает много.