Введение:
Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении эволюции искусства эпохи первобытнообщинного строя, заложившего основы современного искусства.
Цель работы состоит в изучении особенностей искусства эпохи первобытнообщинного строя.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть первобытное искусство неолита и бронзового века;
2) составить представление о памятниках трипольской культуры;
3) изучить петроглифы, развитие малой пластики, торевтики.
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия ? художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.
Глава 3:
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — «ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями» [1; с. 126]. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н.э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Заключение:
Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. Бронзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Люди стали делать луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина.
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н.э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм ? самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню.
С освоением металлургии меди, и бронзы, золота и серебра появился новый вид искусства ? художественный металл, торевтика: литье, ковка и чеканка. Появились изысканные образцы парадной посуды, парадного оружия, воинского и конского снаряжения.