Основная часть:
На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно-общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода.
С появлением огня старики стали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, обеспечивая пищей и всем необходимым.
В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители – своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья.
Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных и старых воинов, вдов, сирот в связи со смертью воинов. Воины, как правило, награждались земельными наделами. А старые военные получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым сам бывший воин и вся его семья освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей.
Вместе с тем ни в период первобытно-общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.
Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») – «две гривны в год».
Соборное уложение 1649 г. содержит уже значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось право на прожиток, т.е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном уложении не содержалось. Однако в период царствования Елизаветы получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов. Такое содержание производилось за счет специального налога в пользу бедных.
С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации.