Введение:
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.
Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.
Цель работы – изучить художественную культуру Шумер и Аккад.
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 2:
В едином культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму — «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях1.
Основным жанром шумерской литературы служили фольклорные произведения, прежде всего легенды или мифы. То были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
Самым ярким произведением шумерской литературы является эпос о Гильгамеше, который рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Согласно этому мифу землю создали молодые боги, прогневавшие прародительницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая — небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.
Скульптура и рельефы Двуречья подчас кажутся грубыми и тяжеловесными сравнительно с египетскими, вместе с тем они поражают огромной внутренней силой. Художественный стиль скульптурных изображений в разрозненных городах-государствах при отсутствии единого пантеона, единой мифологической системы кристаллизуется здесь более медленно.
Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. В начале 3 тыс. до в. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты. Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство подчинялось новым задачам, служило аллегорическому прославлению власти правителя, божества. Уже ранний рельеф, помещенный над входом храма в Убайде (сер. 3 тые. До н.э.), центральная фигура которого — львиноголовый орел, когтящий двух оленей, открыл собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией, повторяющихся во многих памятниках Передней Азии.
Наряду с иносказанием в рельефе и круглой пластике появились повествовательные изображения, прославляющие власть правителя. Один из самых значительных памятников подобного рода — триумфальная стела, названная «Стела коршунов» (ок. 2500 г. до н. э., Париж, Лувр), повествующая о победе правителя города Лагаша - Эанатума над соседним городом Уммой. Все здесь подчинено единой задаче показать победоносную силу войска. На одной из сторон стелы — бог Нингирсу — покровитель города Лаганта, держащий в руках палицу и сеть с барахтающимися в ней врагами, на другой — тесно сомкнутая шеренга страшных в своем единообразии, уподобленных в своем ритме орнаменту, грубых и диких воинов, готовых задавить, смести все на своем пути. Они — воплощение грозной силы, абсолютного повиновения.
Поставленные в храмах глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы, показывают, что в середине 3 тыс. до н. э. в скульптуре уже существовала значительная образная дифференциация. Стилистически скульптура разделяется на северную и южную группы. Для северной характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Наивные и несложные образы, воплощенные в небольших статуэтках молящихся, отмечены печатью духовного подъема, светлого и чистого порыва. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности. Еще в большей мере печать духовной значительности отмечает выполненные для храмов мраморные головы богинь, примером которых может служить голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей). Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз (ныне утраченной) придавала образу значительность.
Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н. э. Вместе с кратковременным возвышением Аккада и первым объединением Двуречья в единое государство в искусство пришли новые тенденции, проявившие себя в разнообразии композиционных приемов и в выборе тем, в отказе от былого ритмического однообразия в рельефах. Хотя стела царя Нарам-Суэна (ок. 2300 г. до н. э., Париж, Лувр) посвящена теме победы над племенами луллубеев, она во многом отлична от «Стелы коршунов» мягкостью моделировки тел, большой композиционной свободой, введением в общее повествование элементов пейзажа.
Традиции аккадского искусства ощущались и после падения аккадской династии в 22 в. до н. э., в каменных диоритовых статуях правителя Гудеа из Лагаша, отмеченных подлинной монументальностью, пластическим совершенством.
Заключение:
Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тысячелетий до н. э. Шумеры создали уникальную форму письменности - клинопись. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.)
Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах.
Сохранились до нашего времени и прекрасные образцы шумерской скульптуры начала 3 тысячелетия до н. э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант, который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства, главная ее особенность - это условность изображения.
В конце территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства.
В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы окрашивали в черный свет, средние - в красный, верхние - в белый.
В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, которые получили дальнейшее развитие.