Введение:
Проблема издержек занимает центральное место в рыночной экономике, так как в зависимости от них определяется конкурентное предложение на рынке. Имея ясное представление об издержках, можно найти методы, с помощью которых можно сократить или уменьшить издержки, а тем самым добиться наибольшей отдачи от ресурсов и материалов, оборудования и рабочей силы. Под издержками подразумеваются все расходы, или затраты, на производство определенного объема продукции. Обращаясь к энциклопедическому словарю по экономике можно выделить общее понятие издержек производства.
Итак, издержки производства – это совокупность затрат материальных средств (сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и др.) и необходимость труда (труда, затрачиваемого на производство товара), показывающих, во что обходится производство и реализация продукции на данном предприятии. В денежном выражении они представляют собой себестоимость продукции, текущие затраты предприятия [2, c .89].
Их размерами определяется минимальная цена товара, в то время как максимальная - спросом. Предприятие (компания, фирма) стремится назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.
Покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, продавца же (производителя) издержки производства. Уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие на размер прибыли и на возможность расширения производства, а также на то, останется ли фирма на рынке или будет вынуждена его покинуть.
Существует несколько подходов к рассмотрению издержек производства. Во – первых, издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия. С позиции общества к издержкам относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции. Издержки производства предприятия представляют собой результат воспроизводственного процесса и отражают денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы. Во – вторых, существуют экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек предприятия. При бухгалтерском подходе издержки представляют собой фактический расход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической выступают в виде себестоимости продукции.
Целью данной работы является изучение издержек производства и путей их снижения.
Задачи, которые были поставлены на основе цели:
- рассмотреть понятие издержек;
- изучить виды издержек;
- рассмотреть издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- изучить пути их снижения.
Глава 3:
Все нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» можно по мощности резервуарных парков разделить на четыре группы: до 10 тыс. м3, от 10 до 20 тыс. м3, от 20 до 50 тыс. м3, свыше 50 тыс. м3 (см. табл. 3.1).
Группа самых крупных нефтебаз занимает наибольшую долю по таким видам затрат, как материалы на хозяйственные нужды (51,2%); материалы по технике безопасности (46,8%); текущий ремонт (48,7%); поверка оборудования (53,1%); его градуировка (89,4%); налоги, включаемые в себестоимость (42,7%); пожарная сигнализация (54,5%).
Вторая группа нефтебаз по доле в общих затратах уступает только самым мелким нефтебазам, но при этом они имеют наивысшую долю по следующим видам затрат: расходы электроэнергии на отопление (59,2%); страхование недвижимого имущества (51,5%); земельный налог (46,4%); услуги охраны (64,9%); сигнализация (57,9%); услуги рекламных агентств и аудиторов (59, 5%); пожарная охрана (100,0%); обслуживание оргтехники (52,7%); резерв по заработной плате (79,2%) и по отчислениям от заработной платы (78,4%).
Решающим фактором подобного распределения затрат по группам нефтебаз является соотношение ёмкостей резервуарных парков и объёмов реализации нефтепродуктов по каждой группе. Ёмкость резерву арного парка первой группы занимает только третью позицию (23,2%), при этом в объёме реализации продукции она заметно превосходит все остальные группы (41% всего объёма реализации). Самая большая по объёмам резервуарного парка вторая группа (32,0%) по объёмам реализации занимает вторую позицию (28,7%).
Уровень коэффициента оборачиваемости резервуарного парка оказался решающим показателем ранжирования групп нефтебаз по объёму затрат и их удельному весу в общей сумме. Затраты на содержание и эксплуатацию одного куб. м резервуарной ёмкости существенно различаются по группам нефтебаз. По группе нефтебаз с резервуарным парком до 10 тыс. куб. м отмечаются самые высокие затраты на куб. м резервуарной ёмкости; они на 131,4% превышают средние затраты по всем действующим нефтебазам. Однако по мере роста ёмкости резервуарного парка затраты на эксплуатацию и содержание одного куб. м ёмкости имеют тенденцию к снижению, но до определенного объёма резервуарного парка.
Важное значение для оценки зависимости затрат от ёмкости резервуарного парка имеют данные об уровне и изменении удельных затрат по группам нефтебаз (см. табл. 3.2). Группа нефтебаз с ёмкостью резервуарного парка до 10 тыс. м3 имеет самые высокие удельные затраты в целом, последующие две группы отличаются падающими затратами по отношению к первой группе нефтебаз и средними затратами по всем действующим нефтебазам. Общая тенденция соотношения удельных затрат и ёмкости резервуарного парка нефтебазы состоит в том, что по мере роста ёмкости удельные затраты снижаются по отношению к нефтебазам с наименьшим парком хранения нефтепродуктов.
Отражением зависимости затрат от мощности (ёмкости) резервуарного парка является изменение удельных затрат на тонну реализованных нефтепродуктов. Объём реализации нефтепродуктов выступает количественным отражением степени загрузки мощностей через коэффициент оборачиваемости резервуарного парка и отражает зависимость не только производственного потенциала нефтебазы, но и эффективности его использования. В целом удельные затраты на тонну реализованных нефтепродуктов оказались выше затрат на единицу резервуарного парка на 76,4%, причем наибольший рост наблюдался в третьей группе (205,8%), а абсолютное выражение — в четвёртой группе нефтебаз. Затраты на тонну реализованных нефтепродуктов оказались ниже затрат на единицу резервуарной ёмкости только в первой группе нефтебаз, где коэффициент оборачиваемости резервуарного парка превышает единицу. Другим важным результатом исследований является выявление значительной разницы между максимальными и минимальными значениями затрат на резервуарную ёмкость (5,4 раза) и на тонну реализованных нефтепродуктов (1,7 раза).
Заключение:
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – это получение прибыли и ее максимизация. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства их величины на перспективу.
С точки зрения экономистов, издержки фирмы можно разделить на явные и альтернативные. Явными называются издержки, связанные с использованием не принадлежащих фирме факторов производства, за которые она должна заплатить сторонним организациям или частным лицам. Альтернативные издержки – это издержки, обусловленные использованием ресурсов, принадлежащих фирме. Разность между валовым доходом (выручкой) и всеми (явными и альтернативными) издержками представляет собой экономическую прибыль. Далее издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства и не могут быть изменены в течении короткого времени. Переменные издержки изменяются в зависимости от количества выпускаемой продукции. В связи с этим анализ издержек фирмы может проводиться в краткосрочном и долгосрочном временных интервалах.
Изменение издержек в краткосрочном периоде подчинено действию закона убывающей отдачи. Его суть в том, что при расширении использования в производстве какого-либо одного переменного ресурса отдача от него сначала растет, а затем начинает замедляться. В результате предельный продукт на определенном этапе начинает сокращаться, а предельные издержки – возрастать. Изменение издержек в долгосрочном периоде позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние издержки увеличиваются. Анализ точки безубыточности имеет важное практическое значение. Начиная производство, всегда необходимо знать, какого объема продаж следует достичь, с тем, чтобы окупить вложенные средства.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные принципы взаимосвязи издержек производства, а также условия равновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции. В силу действия феномена редкости (ограничения всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. Можно сделать однозначный вывод, что проблема издержек очень актуальна на сегодняшний день.