Введение:
Одним из традиционных ремесел русского народа, развитых с древних времен, является гончарное производство. Техника керамического производства на протяжении веков развивалась очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом.
Актуальность работы заключается в рассмотрении этапов развития гончарного производства, определившего дальнейший характер городских ремесел.
Цель работы состоит в изучении гончарного производства в древнерусском городе.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) дать характеристику гончарному производству;
2) определить своеобразие гончарного горна в русских городах;
3) рассмотреть разновидности гончарных изделий на Руси.
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.
Глава 3:
Продукцией древнерусских мастеров «была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды ? горшки, крынки, жбаны, миски, сковород» . Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий. Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX ? начале X в.
Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей ? варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой. Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов.
Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.
Корчага ? это «глиняный сосуд больших размеров, который использовали как для хранения напитков, так и для их приготовления, в том числе: нагревания воды, варки пива, кваса, браги и других крепких напитков» . Корчага представляла собой нестройный, развалистый сосуд, в полбочонка, с широким горлышком и суженным днищем. Процесс варки пива (мёда) в корчаге был не совсем обычен, поэтому до наших дней дошло понятие «корчажное пиво (мёд)», то есть пиво (мёд), приготовленное с помощью варки (высидки) в русской печи.
Само слово «корчага» является относительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в летописях под 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде. Старославянское слово «кърчага» родственно греческим «керамион», «керамос» (сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского «курчук», то есть бурдюк или сосуд.
Заключение:
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще. Гончарное искусство ? производство различных изделий из глины, получило распространение ещё в далёкой древности. Ведь глина была общедоступным материалом и для изготовления изделий требовались лишь терпение и определённые навыки, которые можно было развить с годами. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди начали изготавливать различные фигуры и посуду из глины.
В России гончарное искусство также было одним из главнейших. Практически вся посуда на Руси вплоть до XX века изготавливалась из глины или дерева, ведь этих материалов было вполне достаточно. Гончарный горн ? печь для обжига керамических изделий, применяемая при высокоразвитом гончарстве.
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.
Существовали одно-, двух- и трёхъярусные гончарные горны; открытого и закрытого типов. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), но были и одноярусные гончарные горны. Обжиг в гончарном горне может быть окислительный (наиболее распространённый, при котором из красной глины получается изделие с красным в изломе черепком) и восстановительный (при недостаточном доступе кислорода, в результате чего из красной глины получается изделие с тёмно-серым черепком). Археологические находки гончарных горнов во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла.
Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды ? горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий. Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX ? начале X в.
Таким образом, одним из традиционных ремесел русского народа, развитых с древних времен, является гончарное производство. Техника керамического производства на протяжении веков развивалась очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом. Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури.