ВВЕДЕНИЕ
Уголовная ответственность является самым суровым видом юридической ответственности. Она устанавливается за совершение преступлений – правонарушений, которые посягают на самые значимые общественные отношения (жизнь и здоровье граждан, общественная безопасность, государственный строй и т.д.). Основанием уголовной ответственности, согласно ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Для того, чтобы установить наличие в деянии признаков состава преступления необходимо осуществить квалификацию – соотнесение совершенного деяния с формализованными требованиями закона. Однако в процессе квалификации перед ее субъектом встает огромное количество трудностей, наиболее серьезной из которых является наличие фактической ошибки, которая может иметь место в объекте или предмете преступления, в отдельных его признаках и т.д. Стоит отметить, что в теории данный вопрос до конца не разработан, а на практике нуждается в повышенном внимании.
.......................
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ФАКТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.1. Возникновение и развитие вопросов фактической ошибки в российском уголовном праве
В уголовной доктрине уже давно уделяется внимание проблеме ошибки, допускаемой преступником при совершении общественно опасного деяния, как в отношении юридических, так и в отношении фактических обстоятельств дела. Заблуждение преступника о существовании обстоятельств, характеризующих состав преступления, оказывает огромное влияние на установление его формы вины, а это, в свою очередь, предопределяет установление пределов уголовной ответственности и, естественно, влияет во многих отношениях на наказание. В других случаях ошибка может являться основанием для признания совершенного деяния непреступным, даже когда на первый взгляд в нем содержатся все необходимые признаки преступления.
Однако, если мы обратимся к законам, то заметим, что при Петре I было установлено правило, что «никто не может быть обескуражен незнанием закона, когда этот закон был обнародован в установленном порядке». Позже, во времена Екатерины II, был издан приказ, в котором говорилось, что законы должны быть популярны и распространены, книги, в которых они содержатся, должны стоить очень дешево, чтобы быть доступными любым гражданам. Кроме того, она повелела, чтобы во всех школах детей учили основным законам церковным и государственным.
.............