Вопросы по курсу "Риторика и научный стиль речи".
1. Предмет и задачи риторики. Речь как поступок. Цели риторики.
Под риторикой принято понимать древнюю науку о красоте слова, причём настолько древнюю, что в её научности и уж тем более в актуальности среди студенчества крепнут большие сомнения.
Если мы станем определять цель и содержание риторики строго, т.е. в соответствии с первоначальным её пониманием, то современная Риторика есть не столько наука о красноречии, сколько наука о речевой целесообразности, об осознанном и корректном речепроизводстве. Риторика XXI века ориентирована не столько на красоту речи, сколько на её эффективность. В эффективности красота играет не последнюю роль, но красота речи уже не является основной целью – она лишь средство. «Конечная цель красноречия – убеждать людей» - так считал английский государственный деятель, дипломат и писатель 17-го века Филипп Домер Стенхоп Честерфилд. И эта цель красноречия по сей день остаётся приоритетной. Научиться максимально рационально использовать речевые потенции, а, проще, говорить кратко и эффективно, – это наша цель. Отсюда – предметом курса является целесообразность и эффективность устной и письменной речи. Объект курса – система законов и правил, определяющих целесообразность и эффективность речи.
Современная риторика помогает эффективно решить задачи, стоящие перед личностью – во-первых: любой представитель своей нации должен владеть родным языком – используя все языковые возможности, осуществлять полноценную коммуникацию, т.е. обеспечивать адекватный обмен информацией в различных условиях. Достаточное владение родным языком – это один из основных критериев национальной самоидентификации человека. Это фактор общечеловеческий.
Во-вторых: любой специалист в своей профессиональной сфере должен уметь с помощью родного языка:
- эффективно представить себя как кандидата на искомое рабочее место перед работодателем;
.............