Язык и стиль масс-медиа.
1. Особенности языка современных масс-медиа. Роль СМИ в динамике языковых процессов. Демократизация, вульгаризация и интеллектуализация языка СМИ.
Язык как обязательный инструмент формирования, обобщения и репрезентации мысли, как сложнейшая коммуникативная система, как инструмент организации социального пространства играет особую роль в жизни человека и общества.
Вторая половина XX - начало XXI в. характеризуются стремительным ростом массовой коммуникации и новых информационных технологий. Динамичное развитие традиционных СМИ - печати, радио, телевидения, - появление и распространение Всемирной Паутины - Интернета привели к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью множества медиа потоков.
Роль СМИ как каналов активного языкового взаимодействия проявляется также в использовании и распространении определенных информационно-вещательных стилей. Таким образом, роль масс медиа в динамике языкового развития огромна, они определяют характер и свойства современного состояния языка. Отражение этих процессов в академической науке выразилось, в частности, в становлении и закреплении понятия «язык СМИ».
Таким образом, можно сказать, что в языке современных СМИ преобладает несколько разнонаправленных тенденций:
? демократизация (отступление от строгих канонов, проникновение просторечной, обсценной лексики в язык СМИ, субъективизация текстов, экспрессивность, «важен не смысл текста, а эмоции, им вызванные»);
? интеллектуализация (желание скрыть субъективизм за полемичностью, интеллектуальность).
? СМИ все чаще отражают не факты, а их субъективную интерпретацию. На первый план выходит мнение автора, его эмоции и впечатления по поводу обсуждаемого предмета. Экспрессивная семантика, преобладающая в большинстве текстов СМИ, показывает, как экспрессивная функция постепенно подчиняет себе все речевые процессы.
...............