ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Управление персоналом: сущность, цели, задачи
История, теория и практика решения проблемы повышения эффективности деятельности персонала насчитывают уже более 120 лет. В наши дни понятие «управление персоналом» стало привычным, повсеместно употребляемым, хотя в последнее время на смену ему пришёл HR (HR-менеджмент).
Для целей нашей работы уточним. На любом предприятии есть три вида ресурсов для своей деятельности: материально-техническая база (МТБ), энергетические ресурсы (ЭР) и персонал (HR).
Безусловно, эффективность использования МТБ и ЭР находится в руках персонала, который, в свою очередь, делится на три эшелона: топ-менеджмент, основной персонал и вспомогательный персонал. HR-службы относятся к вспомогательному персоналу . Набор задач этих служб зависит от многих причин, однако в типовом варианте это, как правило:
• поиск и подбор персонала ,
• оценка его качеств,
• адаптация на предприятии,
• ведение кадрового контроля (мониторинга),
• организация всех форм повышения квалификации, аттестации и ротации,
• а также вопросы наказания, поощрения, увольнения, социального сопровождения и др. [7,10, 16, 23, 29].
Однако ошибка многих российских менеджеров заключается в том, что они до сих пор полагают, что эффективность работы персонала – это прямая функция и ответственность кадровиков [32]. На самом деле, эффективность работы персонала – это интегральное производное от большого числа факторов. Здесь нет абсолютной истины, как в учебнике: всё зависит от конкретных предлагаемых обстоятельств, от собственника, от генерального директора, от директора по маркетингу, от технического директора и т. д.
.....................