Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся 10-11 классов
1.1. Сущность понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение»
Радикальные перемены, которые произошли в жизни россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на формирование личностных ценностей молодежи, ее ориентаций, выбор жизненного пути. Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профиля дальнейшего образования, профессии, с последующим трудоустройством.
Большинство выпускников мечтают об интересной и престижной работе, которая поможет им самореализоваться как в материальном, так и в личностном плане. Однако современная ситуация на рынке труда показывает, что далеко не все выпускники вузов сегодня могут найти работу по направлению подготовки, которое они получили за время обучения в высших образовательных учреждениях.
Заметное смещение ориентации молодых людей от общественно-производственной к предпринимательской, коммерческой сфере вызывает тревогу. Часто желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых сами они имеют лишь приблизительное представление. В условиях рыночных отношений нередко девальвируются «чистый профессионализм», высокая квалификация и качество работы специалиста, хотя их ценность не снижается, а, наоборот, повышается в свете стратегического развития России. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования .
.....................