. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
1.1. Определение сущности понятия «речевое творчество»
В настоящее время проблема развития творческой деятельности остается одной из наиболее сложных научных проблем. Исследователи сходятся во мнении, что истоки творчества лежат в дошкольном детстве, именно в этот период закладывается фундамент творческой деятельности личности.
В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделялось при- стальное внимание (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.А. Флерина и др.). Среди исследователей, осуществлявших работу в области речевого творчества ребенка, как одного из сложных видов художественно - речевой деятельности старших дошкольников, можно назвать имена Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, О.С. Ушаковой и др.
По мнению Т.Н. Ушаковой, понятие «речевое творчество» относится к двум связанным, но принципиально разным областям: творчеству в языке и творчеству в речи. С языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе у отдельной личности [36].
Творчество в речи предполагает создание устного связного повествовательного текста. По мнению О.С. Ушаковой, «под речевым творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, стихов, сказок» [36].
А. М. Бородич определяет речевое творчество как продуктивный вид деятельности, конечным результатом которой должен быть связный, логически выстроенный текст. В этом случае «речевое творчество» можно рассматривать как часть речевого творчества вообще: способность «творить слова», создавать детские неологизмы [8].
Большинство педагогических исследований доказывает, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме в результате специального обучения.
....................