Управление муниципальной собственностью

Название работы: Управление муниципальной собственностью

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Законодательные основы существования муниципальной собственности в Российской Федерации 7

1.1Правовая и экономическая основы муниципальной собственности 7

1.2 Структура муниципальной собственности 9

1.3 Методы управления муниципальной собственностью 15

1.4 Современные тенденции состояния муниципальной собственности 19

Глава 2. Анализ системы управления муниципальной собственностью и её роли в формировании экономической основы местного самоуправления в муниципальном образовании «Город ***» 24

2.1 Принципы управления и распоряжения муниципальной собственностью 24

2.2 Реализация полномочий по управлению муниципальной собственностью в МО «Город ****» 25

2.2 Состав муниципальной собственности 33

2.3 Управление объектами муниципальной собственности 37

2.4 Муниципальная собственность на землю 42

2.5 Способы приватизация муниципальной собственности 48

Глава 3. Проблемы в управлении муниципальной собственностью в МО «Город ****» и пути повышения эффективности управления 51

3.1 Проблемы в управлении муниципальной собственностью 51

3.2 Пути повышения эффективности использования муниципальной собственности 54

3.2.1. Разработка Положения о порядке перечисления муниципальными предприятиями части прибыли в местный бюджет 55

3.2.2 Разработка механизма приватизации муниципальной собственности 57

Заключение 72

Список использованных источников 75

Выдержка:

Введение:

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность следующим образом: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» .

Местное самоуправление (МСУ) – одна из разновидностей публичной власти, т.е. власти, призванной удовлетворять общественные, а не частные интересы. Тем самым все действия МСУ должны быть направлены на обслуживание интересов населения территории. Соответственно, и назначение муниципальной собственности состоит в служении публичному интересу, общественному благу. МО наделяется собственностью исключительно для того, чтобы реализовать свои задачи по отношению к местному населению в целом. Функции публичной власти в конечном счете определяют и назначение собственности, которой такая власть наделена.

Это важное положение означает саму цель и назначение муниципальной собственности, которая заключается вовсе не в получении прибыли, выгоды, т.к. целью публичной власти не могут быть предпринимательская деятельность и получение выгоды. Хоты использование муниципальной собственности, бесспорно, должно быть рациональным, эффективным.

Удовлетворение интересов населения муниципального образования (местного сообщества) – вот истинная цель и назначение муниципальной собственности.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

Глава 3:

Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа.

Для эффективного управления необходимо придерживаться следующих критериев:

• для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы создание организаций в форме муниципального предприятия осуществлялось исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

• установление обязательных требований представления руководителями предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий и учреждений;

• ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений;

• установление порядка принятия управленческих решений при не достижении цели города, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программ могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества и т.д.

• принять на местном уровне нормативный правовой акт, в соответствии с которым обязательным пунктом договора (контракта) с руководителем предприятия будет норма, устанавливающая право собственника переданного муниципального имущества освобождать данного руководителя от занимаемой должности в случае, если результативность деятельности организации не отвечает определённым требованиям, когда на то не было объективных причин.

В результате, в течение определённого периода времени стала бы возможна постепенная и полная замена работающих сегодня руководителей предприятий «новыми», с которыми были бы заключены новые договоры. С некоторыми (возможно, большинством) – ввиду накопленного данными работниками опыта – достаточно перезаключить контракты, не меняя при этом руководителей персонально.

При этом необходимо больше внимания уделить подготовке управленческих кадров именно в сфере муниципального управления, давая при этом специалистам знания не только об общих принципах и закономерностях управления муниципальным хозяйством, но и применительно к городскому хозяйству МО «Город Б***».

Заключение:

Рассмотрение процессов управления муниципальной собственностью МО «Город Б***» показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие – также социально значимые – нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.

Основной целью управления муниципальной собственностью должно являться извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета, но анализ показал, что в МО «Город Б***» не разработан механизм изъятия части чистой прибыли муниципальных предприятий и требуется разработка этого документа.

Муниципальные предприятия, не приносящие прибыли должны быть приватизированы или преобразованы. В ходе анализа также выявлено, что отсутствует нормативный документ по приватизации муниципального имущества. Для того, чтобы приватизация была эффективной необходимо разработать механизм по которому будут приватизированы муниципальные предприятия, который может быть оформлен в виде Положения о принципах приватизации муниципальной собственности.

В третьей части дипломного проекта даются рекомендации по разработке двух наиболее важных документов по управлению муниципальнйо собственностью : Положения о механизме изъятия части прибыли муниципальных предприятий и Положения о приватизации муниципального имущества.

Трудность в дипломной работе заключалась в том, что в настоящее время местное самоуправление находится в процессе реформирования и ведется работа по разграничению муниципальной собственности, а также по ликвидации некоторых объектов, как правило, не рентабельных ( магазин «Книга», МУП «ПОЗЦ») или не полностью загруженных ( ликвидация детского сада № 4).

Разграничение полномочий в местном самоуправлении и связанные с ним разграничения муниципальной собственности серьезно осложняют работу органов местного самоуправления и, в частности, Комитета по управлению муниципальным имуществом в части управления муниципальной собственностью. Не подготовленность органов местного самоуправления к решению поставленных Законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» задач настолько явна, что Государственной Думой в октябре 2005 г принято решение - отложить на три года сроки вступления в силу многих положений закона и вполне возможно, что «растягивание» сроков его реализации - первый шаг к тому, что новый закон в ближайшие годы не вступит в законную силу. В условиях постоянно меняющегося законодательства органам местного самоуправления очень сложно управлять муниципальной собственностью эффективно, а это значит, что проблем в управлении муниципальной собственностью в ближайшие годы меньше не станет.

Похожие работы на данную тему