Государственный финансовый контроль

Название работы: Государственный финансовый контроль

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ с. 3-5

Глава 1. Сущность и значение финансового контроля при исполнении федерального бюджета

§1.1. Формы государственного финансового контроля с.6-10

§1.2. Роль, функции и задачи финансового контроля с. 10-18

§1.3. Принципы организации государственного финансового контроля при исполнении федерального бюджета с.19-30

Глава 2. Анализ контрольной деятельности органов государственного финансового контроля при исполнении федерального бюджета с. 31-32

§2.1. Контроль, осуществляемый за формированием доходов с. 32-38

§2.2 Контроль, осуществляемый в процессе финансирования расходов с.38-66

Глава 3. Финансовые злоупотребления при расходовании бюджетных средств

§3.1. Виды финансовых злоупотреблений и эффективность государственного контроля над ними с. 67-77

§3.2. Пути повышения эффективности финансового контроля при расходовании бюджетных средств с.78-82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 83-85

Список использованной литературы с.86-89

Приложения

Выдержка:

Введение:

Важным условием успешного функционирования финансовой системы страны является наличие эффективного государственного финансового контроля.

Исходя из Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ, поставлена задача, создать действенную систему финансового контроля путем укрепления его вертикали в системе исполнительной власти, оптимизации системы ведомственного финансового контроля, ужесточения санкции за незаконное и нецелевое использование бюджетных средств.

В рамках проводимой административной реформы Президента РФ Указом от 9 марта 2004г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" реформировал структуру федеральных органов исполнительной власти, в том числе выделил из структуры Минфина России отдельные Федеральные службы финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство. Этот шаг говорит о создании более действенной системы ГФК в России. В связи с чем, в настоящее время, актуальна работа, направленная на уточнение целей и задач ГФК, осуществляемого территориальными органами этих Федеральных служб.

Убедительна статистика ущерба, наносимого государству путем нецелевого использования бюджетных средств, невозврата государственных средств, нерационального и неэффективного управления ими.

По данным контрольной деятельности Счетной палаты за 1994-2005 гг. ею выявлен нанесенный государству ущерб (совершено финансовых злоупотреблений) в размере более 310 млрд. рублей. Это заставляет обратить особое внимание на экономическую безопасность государства. Для борьбы с негативными явлениями требуется принятие глубоко продуманной системы мер. Для такой борьбы необходима эффективная система выявления нарушений и любые научные исследования в этом направлении сейчас достаточно актуальны.

Советскими учеными достаточно основательно проработаны вопросы построения и организации ГФК применительно к социалистическому способу хозяйства и бюджетному устройству. Переход России на новые условия хозяйствования и федеративную систему государства с многоуровневой системой бюджетов выявила необходимость постановки и развития новой российской системы ГФК как одного из важных условий укрепления государственности и обеспечения экономического роста страны. В настоящее время тема современной системы государственного финансового контроля, особенно в сфере исполнительной власти, достаточно разработана в организационных аспектах, но недостаточно проработаны теоретические материалы. Концепция ГФК до сих пор так и не выработана, и такое положение не является нормальным.

Мы ставим цель охватить в данной работе систему ГФК в России. Внимание сосредоточено на видах финансовых злоупотреблений при исполнении федерального бюджета, а также на финансовом контроле, осуществляемом через систему органов Министерства Финансов РФ, непосредственно федеральными службами финансово-бюджетного надзора и федеральным казначейством.

Министерство финансов России и его территориальные органы, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации является ключевым участником бюджетного процесса в России. На всех этапах бюджетного процесса осуществление финансового контроля является важнейшей задачей Минфина РФ и его территориальных органов. Контроль осуществляется при планировании доходов и расходов, и их исполнения в процессе осуществления финансирования расходов бюджета и при анализе эффективности и целевого использования бюджетных средств.

Целью дипломной работы является исследование финансово-бюджетного контроля осуществляемого через систему органов Министерства финансов Российской Федерации, и разработка мер, направленных на его совершенствование.

Глава 3:

§3.1. Виды финансовых злоупотреблений и эффективность государственного контроля над ними.

Финансовые злоупотребления в использовании бюджетных средств возникают, прежде всего, при государственных закупках, эта область требует значительного внимания федеральных органов специальной компетенции, осуществляющих финансовый контроль в России. Вместе с тем, проводимые в этой сфере проверки уже дают свой результат - количество закупок без тендеров сокращается, снижается нецелевое использование средств. Существует такая точка зрения на проблему эффективности контроля известного специалиста в области государственного финансового контроля И.А. Белобжецкого[14]. Он считает, что при оценке эффективности финансового контроля речь может идти только о системе показателей, а оценка деятельности контрольных органов, данная на основе предпочтения одного показателя, будет односторонней, и, следовательно, ненаучной. К такой системе показателей И.А. Белобжецкий относит:

1) размеры выявленных в результате контроля недостач, незаконных расходов и хи¬щений товарно-материальных ценностей и денежных средств;

2) уровень возмещения причиненного государству материального ущерба в абсолютных суммах и в процентах к общей величине выявленных незаконных расходов, недостач и хищений.

Следует здесь добавить, что недостачи, незаконные расходы и хищения далеко не ограничивают перечень возможных видов финансовых злоупотреблений, которые могут быть оценены в стоимостном выражении. К ним можно добавить также недополученную прибыль в результате ошибок в управлении финансовыми и материальными (имуществом) государственными средствами, управлении госимуществом, а также ущерб, полученный от невозврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе; невыплаты установленных за пользование ими процентов, не использования имеющихся резервов снижения себестоимости; занижение стоимости объектов при приватизации госсобственности, не перечисление либо неполное перечисление в бюджет средств, полученных в результате приватизации; искажения финансовых результатов и ошибок в ведении бухгалтерского учета и иных многочисленных нарушений.

По нашему мнению, вышеупомянутые виды финансовых злоупотреблений могут быть приняты в качестве критериев эффективности контроля с большой долей условности. В самом деле, данные показатели хотя и зависят, как пишет И.А. Белобжецкий, от «объективности, доказательности и качества ревизионных материалов, настой¬чивости, принципиальности и целеустремленности финансовых органов», но в то же время выявленные финансовые нарушения могут быть результатом ошибок и недочетов в самой системе управления (в том числе как следствие ее неоптимальной структуры), а не сознательных действий работников, обуславливающих требование возмещения ущерба. Также, далеко не все контрольные органы занимаются непосредственно процедурами возмещения ущерба и наложения санкций. Бывает и такая ситуация: решение о возмещении ущерба и наложении санкций, то есть о принятии мер к взысканию с нарушителей, попросту «тормозится» какой-либо инстанцией или даже не выносится по чисто субъективным основаниям. Здесь можно анализировать не эффективность контрольного органа, но эффективность системы финансового контроля. Например, реализуемость материалов проверок федеральной службы финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, направляемых в территориальные органы федерального казначейства, зачастую зависят от качества взаимодействия этих органов. Порядок взаимодействия Федерального казначейства Минфина России и финансово-бюджетного надзора Минфина России по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок не всегда удовлетворяет требованиям эффективности финансового контроля и требует, на наш взгляд, существенных доработок.

Заключение:

Совершенствование системы контрольных органов Минфина России, осуществляемое в течение почти 200 лет, проводится в целях приближения организационной структуры, уровня и форм взаимодействия с другими органами государственной власти к уровню, соответствующему решению поставленных перед ними задач. При этом эффективное проведение данной работы возможно только при комплексном проведении контрольных мероприятий и оптимизации соответствующей правовой базы.

Федеральные органы осуществляющие финансовую политику созданы и существуют, чтобы осуществлять непрерывный контроль за использованием бюджетных средств. Их технологии исполнения бюджета в основном позволяют достаточно эффективно контролировать целевое использование бюджетных средств.

Федеральными службами финансово-бюджетного надзора и федерального казначейства проводится предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам. При этом федеральные органы финансового контроля взаимодействует друг с другом в процессе осуществления указанного контроля при исполнении федерального бюджета.

Взаимодействие федеральных органов финансового контроля позволит скоординировать проверки таким образом, что повторные проверки станут невозможны, а наиболее сложные проверки могут проводятся совместно по согласованным программам при четком разделении функций специалистов.

Проанализировав современную систему внутреннего контроля мы пришли к выводу, что реорганизацию ведомственного контроля следует провести следующим образом. На первом этапе ведомственный контрольный орган должен быть административно подчинен главному распорядителю бюджетных ассигнований, а функционально — Министру финансов РФ. Иными словами, соответствующий главный распорядитель бюджетных ассигнований определяет "когда" и "где" использовать контрольный орган, Минфин же с соответствующей профессиональной компетенцией определяет "как" и "что" именно из круга проблем нужно решить. В последствии ведомственный контрольный орган может быть подчинен Минфину России полностью и административно, содержаться за счет ведомства и комплектоваться по численности по общим нормативам, например, исходя из объемов финансирования.

Эффективность системы органов ГФК в целом достижима, если верно определены их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система координации их деятельности, установлены процедуры взаимодействия, а также основания и виды ответственности.

Федеральные службы финансово-бюджетного надзора и федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации принимают многочисленные меры по осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств. Отмечается тенденция к повышению эффективности их деятельности. Статистические данные свидетельствуют о всё более полном охвате проверками бюджетополучателей.

Наблюдается в целом уменьшение сумм финансовых злоупотреблений, установленных органами ГФК.

Похожие работы на данную тему