Введение
Актуальность исследования творческого и педагогического наследия, методологии научного поиска классиков русской исторической школы объясняется не прекращающимися спорами по поводу задач истории, роли личного восприятия и интерпретации фактов ученым-историком. Раскрывая возможности, которые открываются в методологической сфере, расширяя и изменения их представления о содержании и объеме предметной области истории, ученые получают возможность найти новые пути изучения опыта, связанного с эволюцией истории как социального института и исследовательской традиции.
...........
Глава 1 Характеристика жизни и деятельности М.М. Богословского
1.1 Формирование исторических взглядов
Михаил Михайлович Богословский родился 13(25) марта 1867 г. в Москве в семье чиновника среднего уровня - действительного статского советника Михаила Михайловича Богословского. Детство будущего историка прошло в селе Волынском, где у его отца сохранилось потомственное имение. Семья Богословского не имела высокого общественного положения и не могла похвастаться богатством. Отец Михаила Михайловича окончил духовную семинарию, был старостой церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате. Он был религиозным и консервативным человеком, что нашло отражение в характере воспитания будущего историка. В семье было трое детей, которые воспитывались в духе почитания православия, патриархальных обычаев и устоев. Они получили хорошее домашнее воспитание. С детства отличительными чертами Богословского стали порядочность, умеренная религиозность, нравственность.
...........
Заключение
В работе проведено исследование научной и педагогической деятельности М.М. Богословского и его методологии по изучению истории России.
Выделены три основные группы факторов, которые повлияли на формирование и развития исторических взглядов М.М. Богословского:
- Традиции и методология классической российской исторической школы. Михаил Михайлович как историк сформировался в ведущем центре исторической науки того периода – Московском Университете, где к тому моменту сложилась сильная историческая школа. На становление исторических взглядов Богословского ключевое влияние оказали его учителя – представители «старой исторической школы» (О.В. Ключевский, П.Г. Виноградов). Первый повлиял на процесс формирования теоретических взглядов будущего ученого-историка, второй на становление и развитие его источниковедческих взглядов. Учителя Богословского старались найти свой путь (метод) к истине, поэтому и их ученик отрицал догматизм и схематизм в истории, предпочитая доверять, прежде всего, историческим фактам.
...........