Введение:
Из русских летописей мы узнаём, что с самого начала истории Руси значительную роль в многочисленных вооружённых конфликтах и княжеско – дружинной системе управления играли некие варяги. Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что под этим названием следует подразумевать выходцев из Скандинавии. Однако, существуют и иные мнения. К примеру, что варяги – это славянское население южного побережья Балтийского моря.
Актуальность темы заключается в том, что делается попытка разобраться в проблеме, которая будет существовать вечно. Кем были летописные варяги? К какому народу они принадлежали? Насколько сильным было их влияние на славянское население Древней Руси? Нами рассматривается весь комплекс проблем, связанный с присутствием варягов на Руси, за исключением роли норманнского элемента в формировании русской государственности на её начальном этапе, так как это предмет отдельного рассмотрения.
Степень разработанности проблемы. Вопросам контакта жителей Скандинавии и славян Восточной Европы свои работы посвятили такие учёные, как Е.А.Мельникова, В.Мурашова, В.Б.Перхавко, Е.А.Рыдзевская. При этом исследователи Е.А.Рыдзевская и Е.А.Мельникова делают очень глубокий анализ скандинавских источников. Подробным изучением вопроса о роли варягов в истории Древней Руси по данным русских летописей занимались такие учёные, как Б.А.Рыбаков и И.Н.Данилевский. Эти исследователи придерживаются теории скандинавского происхождения варягов. Однако существует и противоположная точка зрения. Первую критику норманнской теории осуществил великий русский учёный М.В.Ломоносов.
Историки-антинорманисты в поисках объективных фактов нашли и отстаивают свидетельства того, что варяги и тождественные им русы - славяне. Столетие назад к ним относились ведущие антинорманисты C. A. Гедеонов, Д. И. Иловайский, a еще раньше - Александр Васильев.
B наши дни к серьезным выводам пришли независимо друг от друга лингвист П. Я. Черных, историки B. Б. Вилинбахов и A. Г. Кузьмин, причем последние двое выводили варягов из западных славян южной Прибалти¬ки - от венедов Поморской Руси (Померании).
В настоящее время исследователь Г.И.Анохин выдвинул точку зрения, что варяги – это соционим, славянское население проживавшее в городе солеваров Руссе.
Глава 2:
Как отмечает летопись, в IX в. на Русь прибыли варяжские отряды и нанимались на службу. Чаще всего руководители отрядов заключают союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. Варяги здесь никаких завоеваний не делали: всё, что нам известно, говорит скорее за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати – более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге.
Первым привлекать наемное войско из-за моря стал князь Олег. В борьбе с югом он опирался на отряды заморских варягов. Участвовали они и в походах на Царьград, организованных русскими князьями. «В лето 6449 (941 г.) иде Игорь на Греки. Съвещаша Русь, изидоша, въружившеся на греки, и брани межю ими бывши зьли, одва одолеша грьци. Русь же възратишася къ дъружине своей къ вечеру, на ночь влезоша в лодьи и отъегоша. …Игорь же пришед нача совкупляти вое многи, и посла по варяги многи за море, вабя ε на греки, паки хотя поити на ня». Княгиня Ольга впервые отправляет буйный элемент, варягов, в Византию в качестве вспомогательных отрядов. Аналогично поступил и её внук, князь Владимир. После того, как варяжские отряды помогают ему одолеть соперников, они стали представлять опасность для самого князя. В 980 г. Владимир Святославич отправил варягов «Цесорграду въ Грекы», причем предупредил императора об опасности, которую может представлять его дружина Отсавшиеся у него на службе, Владимир рассредоточил по разным крепостям. В 1043 г. состоялся последний поход Руси с наемными варягами (на сей раз, видимо, норманнами) на Константинополь, закончившийся трагически [11; 170]. Пожалай, это было последнее военное предприятие Руси, в котором принимали участие значительные силы варягов.
Активно участвовали варяжские отряды в междоусобных войнах русских князей. Опираясь на них Владимир Святославич сумел захватить великокняжеский престол. На заморских же наемников опирался и князь Ярослав Мудрый в борьбе со своими братьями. При Ярославе, который породнился со шведским королем (его дочь Ингильда, став женой Ярослава, получит в вено Ладогу), на Руси появляется значительный контингент скандинавов. Отсюда норманны попадают в Византию, где служат в «дружине варангов». Присутствие норманнов в числе наемников-варягов побудит позднейших летописцев распространить этноним «варяги» также на Скандинавские страны. С варяжской помощью занимал Киев и внук Владимира Брячислав в начале 20-х гг. XI в. [13; 161-162].
Не раз летописи отмечают, что тот или иной князь «нанял» или «пригласил» из-за моря отряд варягов, но никогда (за исключением одного случая) не называют имен их предводителей, не сообщают подробностей их деятельности. Напротив, и в королевских, и в родовых сагах, которые изобилуют рассказами или упоминаниями о службе воинов на Руси, наемничество скандинавов нашло самое широкое отражение.
Заключение:
VIII-XI вв. стали известны в европейской истории как эпоха викингов, или норманнов. Этим именем христианская Европа нарекла своих византийских родственников, северогерманские племена, издавна населявшие Скандинавские полуостров и не ушедших с обжитых земель даже тогда, когда в начале первого тысячелетия н.э. началось масштабное похолодание, стронувшее с места многие другие племена и приведшее к Великому переселению народов.
В нашем исследовании мы рассмотрели теории происхождения и этногенеза варягов. Иоганном Готфридом Байером и Герардом Фридрихом Миллером, двумя немецкими историками, на основании сообщения «Повести временных лет», были сделаны выводы о том, что своё имя Россия – вместе с государственностью – получила от скандинавов. Варяги в русских летописях – это норманны, то есть скандинавские дружины, которые в период раннего Средневековья терроризировали европейские государства. Исходя из их исследований можно предположить, что первоначальные русы (VIII-IX вв.) были скандинавы, пришедшие в страны Вос¬точной Европы c севера, из областей, населенных финнами. Затем эти проторусы, как их правильнее именовать, установили связи со славянскими землями. Они считали, что Рюрик c братьями – «варяги в северной Руси» властвовали над местными славянскими и финскими аборигенами. Оппонентом теории И.Г.Байера и Г.Ф.Миллера впервые стал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Он попытался обосновать прусское происхождение Рюрика и «всей руси», с которой тот явился по призы¬ву жителей Новгорода. Эта точка зрения, несмотря на всю ее экзотич¬ность и несоответствие тексту «Повести временных лет», получила в последние десятилетия поддержку со стороны В.Б. Вилинбахова, Г. Ловмяньского и А.Г. Кузьмина.