Дипломная по теме: Средства выражения возраста в произведениях А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и "Повести Белкина"

Название работы: Средства выражения возраста в произведениях А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и "Повести Белкина"

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2013 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Концепт ВОЗРАСТ в русской языковой картине мира 6

1.1. Понятие «концепт», методы его изучения 6

1.2. История изучения концепта ВОЗРАСТ в современной лингвистике 10

1.3. Характеристика концепта ВОЗРАСТ в русской языковой картине мира 21

Выводы по первой главе 26

Глава 2. Выражение семантики возраста в прозе А.С. Пушкина 27

2.1.1. Выражение семантики возраста при помощи имён существительных 27

2.1.2. Выражение семантики возраста при помощи стилистически ограниченных слов 40

2.1.3. Выражение семантики возраста при помощи имён прилагательных 44

2.1.4. Выражение семантики возраста другими частями речи 50

2.2. Фразеологические средства выражения семантики возраста в прозе А.С. Пушкина 54

2.3. Анализ семантики возраста на уровне предложений 60

Выводы по второй главе 65

Заключение 67

Библиография 69

Приложение 76

Выдержка:

Введение

В настоящее время наблюдается большой интерес со стороны учёных различных научных областей к анализу концепта ВОЗРАСТ в наивной картине мира той или иной культуры. Исследования концепта ВОЗРАСТ проводятся в культурологическом и лингвистическом аспекте, а также в аспекте сопоставления языков. Концепт ВОЗРАСТ исследуется в некоторых научных работах и с точки зрения семантического подхода, однако, несмотря на появление большого количества исследований в данной области, некоторые вопросы семантического выражения концепта ВОЗРАСТ до сих остаются нерешёнными. При анализе научных работ по данной теме мы не наблюдали единства в вопросах выделения возрастных этапов, а также основных периферийных полей концепта ВОЗРАСТ. Следовательно, мы можем утверждать, что всё вышеперечисленное обосновывает актуальность проводимого исследования и мотивацию выбора темы.

..........

Глава 1. Концепт ВОЗРАСТ в русской языковой картине мира

1.1. Понятие «концепт», методы его изучения

В настоящее время можно наблюдать концентрацию внимания учёных на связь культуры и человека и на отражение культуры посредством языка. Данные исследования приобрели большие масштабы сравнительно недавно, поэтому унифицированной дефиниции понятия концепт до сих пор обнаружить не удаётся.

Например, при первых попытках анализа понятие концепт выражало некое мысленное образование, замещающее предметы и явления жизни человека либо их характеризующее [Арутюнова 1999]. Позднее концептом стали называть понятие, которое выражает не только предметы и явления определённой культуры, но и проявление самой культуры в сознании человека. Другими словами, при этом понимании концепт выражает способ, при помощи которого человек отражает ценности своего народа, своей культуры [Степанов 1997].

..........

Заключение

Подведём итог проведённому исследованию. Согласно цели настоящего исследования, нами проведён анализ средств выражения семантики возраста в прозе А.С. Пушкина. Для достижения цели нами решён ряд задач. В первую очередь нами рассмотрены методы изучения концепта и его определение в лингвистике. В работе используется понимание концепта как определённой системы знаков, выражающих определённые представления и понятия человека об окружающей действительности.

Согласно проведённому анализу, ядром концепта ВОЗРАСТ в русской языковой картине мира является существительное ВОЗРАСТ как этап или ступень в жизни человека. Периферию ядра концепта ВОЗРАСТ составляют общепринятые этапы жизни человека: младенчество; детство; подростковый возраст; юношество / молодость; зрелость; пожилой возраст; старость. Опираясь на эти этапы, нами проведён анализ семантического выражения возраста в прозе А.С. Пушкина.

...........

Похожие работы на данную тему