Курсовая практика по теме: Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественной деятельности

Название работы: Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 6

1.1. Понятие толерантности и толерантных отношений в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности развития толерантных отношений в младшем школьном возрасте 9

1.3. Художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 12

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 18

2.1. Изучение уровня развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 18

2.2. Мероприятия по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности 26

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста 28

Заключение 32

Список литературы 35

Приложение 37

Выдержка:

Введение:

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали многие философы: Дж.Локк, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.; психологи: А.Г.Асмолов, ВЕ.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; учителя начальных классов не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Неоценимую помощь в достижении целей формирования толерантных отношений может оказать художественно-творческая деятельность младших школьников. Она представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы мероприятий по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.

Объект исследования – процесс развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития толерантных отношений у младших школьников будет эффективным, если будут использоваться средства художественно-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.

2. Выявить уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.

3. Разработать систему мероприятий развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы); эмпирические методы (наблюдение за деятельностью учителей, учащихся начальной школы, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности младших школьников).

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №155, 4-ые классы.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 2:

С учетом данных приемов проводились уроки изобразительного искусства по программе 4 класса.

Также была проведена работа во внеурочное время. Свою систему работы мы строили в соответствии с тем, что воспитание толерантности – это моральный долг, а также правовая и политическая потребность. Толерантность – это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.

В содержании обучения и воспитания детей должен прослеживаться диалог культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации. Необходимо обращаться к общепризнанным классическим образам культуры, вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющие собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.

Нами было разработано внеклассное занятие «Культура разных народов» (Приложение). Основной целью этого занятия было развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, воспитание чувства интернационализма. Также можно проводить внеклассные занятия, викторины по русской культуре или, например, по таким темам «Пушкин у нас начало всех начал», «А.С.Пушкин душа народа – душа поэта».

Например, на внеклассном занятии мы провели игру на развитие толерантности, которая называлась «Волшебный кристалл». Вначале игры были расставлены столы таким образом, чтобы образовалось 4 стола по 5 человек, то есть 4 команды. Причем, они сидели лицом друг к другу, после чего проводилось голосование, суть которого заключалось в том, что дети должны были вытянуть квадрат любого цвета (ж., к., с., з.). После голосования дети сели таким образом, в зависимости от того какой цвет выбрали. Образовались новые группы. Затем провели беседу, в ходе которой были раскрыты значения понятий «свой» и «чужой». Дальше были предложены слова как открытость, опасность, далекий, близкий, похожий, нравится, не нравится и другие. Дети должны были подобрать синонимы к понятиям «свой» и «чужой».

Но на этом работа не завершилась. Была проведена беседа по такому вопросу как «Могут ли все люди вокруг быть своими?» После беседы была проведена разминка. Дети построились в 4-е колонны по 5 человек. Далее детям было сказано, что с помощью волшебной палочки дети превратятся в гномов. Дети, стоявшие последними в колонне, развернулись к учителю и получили кубики разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Суть игры заключалась в передаче кубика впереди стоящему ученику, «превратить» его в какой-либо предмет (мысленно). Партнер угадавший загаданный предмет забирает кубик и т.д. Игра длится до тех пор, пока хотя бы одна команда не справится с заданием. Команда быстрее справившаяся с заданием получила колпачок соответствующего цвета и название «гномы».

В ходе проведения внеклассных мероприятий мы пытались воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в обществе людей населяющих нашу планету; подводили к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; давали представления о стереотипах поведения, о культурных различиях; пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение видеть красоту родного края, республики, природы; формировали умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений и другие.

Учащиеся с большим интересом участвовали в предлагаемых заданиях, проявляли активность, интерес к данной проблеме. Дети сами делились знаниями о своей национальной культуре, о национальных ценностях своего народа. Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям, традициям своего народа.

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста

После проведенной работы был повторно диагностирован уровень развития толерантных отношений у младших школьников с использованием аналогичных методик. Результаты представлены в таблице 6 и на диаграмме (рисунок 2).

Заключение:

Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста были определены основные понятия исследования.

Толерантное отношение мы определили как результат действия системы индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности, основанной на изначально позитивном восприятии другого человека и обеспечивающей реализацию потребности во взаимодействии посредством согласования своих целей и действий с целями и действиями другого человека.

Развитие толерантных отношений у младших школьников - целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у учащихся терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; способности к толерантному взаимодействию на основе использования системы педагогических средств.

Художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у младших школьников – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства, на формирование толерантного отношения и уважения к культуре и искусству других народов.

Во-вторых, был выявлен уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста. Для определения уровней сформированности толерантных отношений использовались критерии и показатели, выделенные нами на основе анализа психолого-педагогических исследований. Результаты диагностики позволили выявить уровни развития толерантных отношений у младших школьников: высокий уровень наблюдается у каждого пятого школьника (21,1% детей ЭГ и 26,3% детей КГ). Эти учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, у них сформированы фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Развито устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии. Каждый ребенок с высоким уровнем проявляет толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень выявлен у половины детей (52,6% школьников ЭГ и 42,1% школьников КГ). Этих детей отличает то, что знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки зависит от внешних условий. Младший школьник со средним уровнем признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

Похожие работы на данную тему