Введение:
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали многие философы: Дж.Локк, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой и др.; психологи: А.Г.Асмолов, ВЕ.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; учителя начальных классов не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.
Неоценимую помощь в достижении целей формирования толерантных отношений может оказать художественно-творческая деятельность младших школьников. Она представляет собой уникальный инструмент духовного воздействия на личность ребенка, силу, облагораживающую его стремления и чувства, богатый потенциал образцов построения гуманных взаимоотношений и область приложения творческих сил и способностей детей.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Развитие толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы мероприятий по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.
Объект исследования – процесс развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития толерантных отношений у младших школьников будет эффективным, если будут использоваться средства художественно-творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать систему мероприятий развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста средствами художественно-творческой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы); эмпирические методы (наблюдение за деятельностью учителей, учащихся начальной школы, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности младших школьников).
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №155, 4-ые классы.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 2:
С учетом данных приемов проводились уроки изобразительного искусства по программе 4 класса.
Также была проведена работа во внеурочное время. Свою систему работы мы строили в соответствии с тем, что воспитание толерантности – это моральный долг, а также правовая и политическая потребность. Толерантность – это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
В содержании обучения и воспитания детей должен прослеживаться диалог культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации. Необходимо обращаться к общепризнанным классическим образам культуры, вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющие собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.
Нами было разработано внеклассное занятие «Культура разных народов» (Приложение). Основной целью этого занятия было развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, воспитание чувства интернационализма. Также можно проводить внеклассные занятия, викторины по русской культуре или, например, по таким темам «Пушкин у нас начало всех начал», «А.С.Пушкин душа народа – душа поэта».
Например, на внеклассном занятии мы провели игру на развитие толерантности, которая называлась «Волшебный кристалл». Вначале игры были расставлены столы таким образом, чтобы образовалось 4 стола по 5 человек, то есть 4 команды. Причем, они сидели лицом друг к другу, после чего проводилось голосование, суть которого заключалось в том, что дети должны были вытянуть квадрат любого цвета (ж., к., с., з.). После голосования дети сели таким образом, в зависимости от того какой цвет выбрали. Образовались новые группы. Затем провели беседу, в ходе которой были раскрыты значения понятий «свой» и «чужой». Дальше были предложены слова как открытость, опасность, далекий, близкий, похожий, нравится, не нравится и другие. Дети должны были подобрать синонимы к понятиям «свой» и «чужой».
Но на этом работа не завершилась. Была проведена беседа по такому вопросу как «Могут ли все люди вокруг быть своими?» После беседы была проведена разминка. Дети построились в 4-е колонны по 5 человек. Далее детям было сказано, что с помощью волшебной палочки дети превратятся в гномов. Дети, стоявшие последними в колонне, развернулись к учителю и получили кубики разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Суть игры заключалась в передаче кубика впереди стоящему ученику, «превратить» его в какой-либо предмет (мысленно). Партнер угадавший загаданный предмет забирает кубик и т.д. Игра длится до тех пор, пока хотя бы одна команда не справится с заданием. Команда быстрее справившаяся с заданием получила колпачок соответствующего цвета и название «гномы».
В ходе проведения внеклассных мероприятий мы пытались воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в обществе людей населяющих нашу планету; подводили к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; давали представления о стереотипах поведения, о культурных различиях; пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение видеть красоту родного края, республики, природы; формировали умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений и другие.
Учащиеся с большим интересом участвовали в предлагаемых заданиях, проявляли активность, интерес к данной проблеме. Дети сами делились знаниями о своей национальной культуре, о национальных ценностях своего народа. Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям, традициям своего народа.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию толерантных отношений у детей младшего школьного возраста
После проведенной работы был повторно диагностирован уровень развития толерантных отношений у младших школьников с использованием аналогичных методик. Результаты представлены в таблице 6 и на диаграмме (рисунок 2).
Заключение:
Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, в процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития толерантных отношений у детей младшего школьного возраста были определены основные понятия исследования.
Толерантное отношение мы определили как результат действия системы индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности, основанной на изначально позитивном восприятии другого человека и обеспечивающей реализацию потребности во взаимодействии посредством согласования своих целей и действий с целями и действиями другого человека.
Развитие толерантных отношений у младших школьников - целенаправленный, планомерно организованный процесс формирования у учащихся терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; способности к толерантному взаимодействию на основе использования системы педагогических средств.
Художественно-творческая деятельность как средство развития толерантных отношений у младших школьников – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства, на формирование толерантного отношения и уважения к культуре и искусству других народов.
Во-вторых, был выявлен уровень сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста. Для определения уровней сформированности толерантных отношений использовались критерии и показатели, выделенные нами на основе анализа психолого-педагогических исследований. Результаты диагностики позволили выявить уровни развития толерантных отношений у младших школьников: высокий уровень наблюдается у каждого пятого школьника (21,1% детей ЭГ и 26,3% детей КГ). Эти учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, у них сформированы фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Развито устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии. Каждый ребенок с высоким уровнем проявляет толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.
Средний уровень выявлен у половины детей (52,6% школьников ЭГ и 42,1% школьников КГ). Этих детей отличает то, что знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки зависит от внешних условий. Младший школьник со средним уровнем признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.