Введение
Актуальность темы. Объективным фактором развития общества является научно-технический прогресс. Один из его результатов - создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В эксплуатации появляются их новые виды и типы. И если в XIX в. основными были морские, речные суда и суда внутреннего водного плавания, то в XX в. в широком, повседневном использовании находятся уже не только водные, но и воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства. Механический транспорт становится значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического, гражданского оборота. Данный фактор социально-экономического развития общества, а также специфика, особая характеристика рассматриваемого объекта (как источника повышенной опасности и сложного технического устройства) гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений и, как следствие, с высокой и все возрастающей степенью востребованности гражданско-правового института аренды - с другой, выявили исключительную актуальность договора аренды транспортного средства, необходимость его более детального законодательного рассмотрения и системного научного исследования.
...........
Глава 1. Общие положения о договоре аренды транспортных средств
1.1. Понятие договора аренды транспортных средств
Впервые в истории отечественной кодификации гражданского законодательства в гл. 34 «Аренда» части второй Гражданского кодекса РФ был выделен самостоятельный § 3 «Аренда транспортных средств» с различением двух разновидностей: 1) договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и 2) без предоставления таких услуг (без экипажа).
При подготовке действующего ГК РФ не ставилась задача исчерпывающим образом урегулировать в Кодексе все вопросы, связанные с договором аренды транспортных средств.
Специфика эксплуатации, технического обслуживания отдельных видов транспортных средств должна определять особенности их аренды, поэтому в Кодексе законодатель ограничился лишь установлением общих положений об аренде транспортных средств с экипажем или без него, а дальнейшее регулирование указанных отношений на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта предоставил источникам специального (отраслевого) регулирования - транспортным уставам и кодексам (ст. ст. 641 и 649 ГК РФ).
............
Заключение
Анализ практики, теоретических трудов и состояния современного законодательного регулирования отношений аренды транспортных средств привел к определенным выводам и предложениям по совершенствованию действующего законодательства и по основным направлениям дальнейших научных разработок.
В рыночной экономике возрастает практическое значение аренды транспортных средств как гражданско-правового средства, способствующего эффективности производственного процесса, экономичности использования материальных ресурсов и реализации коммерческих целей. Отсутствие рассматриваемых норм в новых Воздушном кодексе РФ и Транспортном уставе железных дорог РФ является существенным недостатком данных нормативных актов в формировании и регулировании потенциально возможных или складывающихся арендных отношений, особенно актуальным на этапе увеличения количества субъектов, коммерческих пользователей соответствующими транспортными средствами.
.............