Введение:
Договор аренды транспортных средств является сравнительно новым договором в гражданском законодательстве. Во времена Союза ССР законодательные акты (глава 10 Основ гражданского законодательства 1991 г., некоторые положения ГК РСФСР 1964 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде 1989 г. и др.) в основном регламентировали аренду «производственно-технического» назначения. Новый ГК, хотя и дает традиционное определение аренды, но уже охватывает арендными правоотношениями более широкий круг самих экономических отношений: аренду транспортных средств, прокат и т.д. Сейчас законодатель более подробно регулирует многочисленные вопросы, связанные с правоотношениями по аренде транспортных средств, причем с применением отсылочных норм к специальному законодательству, если особенности аренды установлены в транспортных уставах и кодексах.
С развитием рыночных отношений договор аренды транспортных средств приобретает все большую значимость и поэтому является одним из самых распространенных в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим, подвиды рассматриваемых договоров требуют внимания как в теории, так и на практике.
Актуальность данного договора для гражданского оборота заключается как раз в том, что он практически применим и в законодательстве существует наличие предшествующего нормативно-правового регулирования. Новизной данного договора является лизинг автотранспортных средств, который представляет собой так называемую форму лизинга с полным набором сервисных услуг, характеризующуюся наличием комплексной системы ремонта, страхования, технического и гарантийного обслуживания на базе собственных ремонтных служб арендодателя, либо привлекаемых им на контрактной основе специализированных сервисных хозяйствующих субъектов.
.....
Глава 2:
Новый ГК РФ обозначил два основных имеющих место в практике вида договоров аренды транспортных средств: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем); 2) без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа). Это нашло отражение в правовом регулировании соответствующих отношений. Исходя из этого, законодатель разделил параграф три главы 34 ГК РФ на две части. Указанные содержательные условия, разграничивающие два вида договора аренды транспортных средств, по-видимому, могут комбинироваться сторонами в зависимости от конкретной практической целесообразности и необходимости.
§1. Договор аренды транспортного средства с экипажем.
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 632 ГК). В этом определении договора отражены следующие его специфические черты:
1) предмет договора – транспортное средство любого вида транспорта;
2) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, т.е. при помощи экипажа, а именно, работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ;
3) транспортное средство передается арендатору во владение и пользование за плату. Арендодатель владение предметом договора не сохраняет. Однако, транспортным средством продолжают управлять работники арендодателя, через которых обычно и происходит владение соответствующим имуществом.
Целью договора фрахтования на время является обеспечение арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспортного средства, техническое обслуживание которого производит, однако, арендодатель. Поэтому, в случае фрахтования на время следует предположить, что управляя транспортным средством, работники действуют не в интересах работодателя, а в чужих интересах [8, С.179].
Вопросы о том каким является данный договор, реальным или консенсуальным, остается спорным. Доктор юридических наук Е.А. Суханов определяет договор аренды транспортного средства с экипажем как реальный, но делает из этого исключение, утверждая, что в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный [9, С.390]. В свою очередь, доктор юридических наук А.Г. Калпин считает, что договор аренды транспортного средства с экипажем всегда является консенсуальным [7, С.127].
Форма договора аренды транспортного средства с транспортным средством, в соответствии со ст. 633 ГК, должна быть письменной, независимо от сроков. Не применяется здесь правила о регистрации договоров аренды недвижимого имущества, хотя большинство транспортных средств является недвижимым имуществом [13, С.211].
.........
Заключение:
Рассмотрев данную курсовую работу, можно сделать следующий вывод на основе цели, поставленной в начале, а в частности, был детально изучен договор аренды транспортных средств по ГК и другим законным и подзаконным актам; были выявлены особенности по данному договору. Также были выполнены задачи, установленные в начале научного исследования: во-первых, была изучена нормативно-правовая база аренды транспортных средств по ГК РФ и другим нормативно-правовым актам. А именно, рассмотрев содержание данной курсовой работы следует, что ГК РФ регулирует лишь два вида договоров аренды транспортных средств. Отсутствие в ГК РФ общих норм, рассчитанных на любые договоры аренды транспортных средств приводит к необходимости выбора между различными, как правило, взаимоисключающими и коллизионными вариантами. Среди действующих транспортных уставов и кодексов лишь КТМ и УАТ содержат специальные нормы, регламентирующие отношения по аренде морского и автомобильного видов транспорта. Остальные нормативно-правовые акты лишь частично упоминают об аренде, прямо ее не регулируя. Таким образом, поскольку транспортные кодексы и уставы не могут охватить все возможные транспортные средства, то очевидна необходимость включения в ГК РФ их обобщающего юридического определения.
Во-вторых, ГК РФ не содержит обобщающего определения. Однако, такое определение необходимо. Отсутствие обобщающего юридического определения транспортного средства приводит к довольно широкому толкованию данного понятия, а это является пробелом в гражданском законодательстве и вызывает множество вопросов.
В-третьих, ГК РФ выделяет следующие виды договоров аренды транспортных средств: 1) договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без экипажа. Особенностью договора аренды транспортного средства с экипажем является предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, что накладывает на его содержание свою специфику, но не противоречит конститутивным элементам аренды.
......