В качестве предмета социологического анализа нами выбран роман американского писателя Джека Лондона «Мартин Иден». Это художественное произведение, которое хорошо иллюстрирует такие социологические феномены как социальная стратификация, социальная мобильность, индивидуальность человека, а также раскрываются такие социологические проблемы как место личности в капиталистическом индустриальном обществе, проблема противостояния личности и социума, проблема одиночества.
Главный герой романа – это молодой человек из социальных низов, сирота, который зарабатывает трудом моряка в одном из портов Сан-Франциско. Сам роман начинается с описания первого визита главного героя в богатый дом буржуа Морза, где он познакомился с дочерью Морза, студенткой университета Руфью. Это утонченное существо с первого момента знакомства поразило Мартина, и не столько своей внешностью, сколько своим отличием от той среды, к которой он привык до сих пор – среды рабочий без образования. Эта девушка-буржуа прекрасно знала поэзию, умела легко и свободно излагать свои мысли, понимала искусство. Все это было недоступно Мартину в его статусе неквалифицированного рабочего. Эта встреча ознаменовала некий поворот в социальном сознании героя, его ценностях. Здесь завязывает один из главных конфликтов романа, основанный на проблеме социального неравенства. Социальная стратификация в произведении обрисована достаточно ярко – здесь присутствуют представители низших социальных страт – моряки, работницы фабрик, чернорабочие; представители мещанства – лавочники, мелкие торговцы и предприниматели; представители среднего класса – состоятельные американские буржуа, а также представители творческой интеллигенции. Социальная стратификация в романе многомерна, то есть Джек Лондон исследует не только бытовые и материальные возможности представителей различных социальных групп, но и их психологию, особенности ментальности и воспитания. Социальные отношения между разными социальными группами несут все себе противоречия и скрытую конфликтность: так, главный герой понимает, что принадлежность к разным группам никогда не позволит ему заключить брак с понравившейся девушкой. Мартин Иден хорошо понимал, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, лежит пропасть. Таким образом, границы страт обозначены довольно четко, социальная иерархия обозначена и преодоление этих социальных границ в современном герое обществу Америки начала 20 века затруднено. Сказывается не только разность положений, но и разность психологии и образа жизни людей разных социальных слоев: иногда им казалось, что они говорят на разных языках.
Дж. Лондон в качестве одной из важнейших констант процесса становления цивилизации рассматривал конфликт между различными сообществами людей (расами, нациями, классами и т.д.), анализируя как социальные причины конфликтов, так и причины, кроющиеся в самой природе человека.
Гуманизм Дж. Лондона обусловлен тем, что в центре художественного мира писателя стоит Человек, в котором писатель видит воплощение социально-исторических тенденций его времени, с другой стороны — воплощение вневременных качеств, осмысливаемых им в рамках этических категорий (добро - зло, грех — раскаяние и т.д.). В своем творчестве Лондон создает (полемизируя с Ф. Ницше) идеал сильного человека, каковым полагает не человека «по ту сторону добра и зла», дающего свободу диким инстинктам, а человека, который благодаря инстинктам и интеллекту, нравственному «я» одерживает победу над обстоятельствами. Таков его главный герой Мартин Иден.