В настоящее Россия стоит на пороге модернизации экономического устройства. Данные преобразования можно увидеть в таких программах государства, как «Основные направления политики Российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (2005), «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года» (2006). Эти программы можно считать как первые шаги к трансформации существующего экономического устройства России.
В настоящий момент предпринята к выполнению одна из ключевых целевых программ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020». Данная целевая программа принята к реализации в 2010 году и выступает фактором регулирования инновационного развития экономики со стороны государства.
Значимость данных целевых программ проявляется в том, что Россия на данный момент не имеет полноценно функционирующей инновационной экономики, а только осуществляет переход к ней. Соответственно на основе проведенных нами исследований и опираясь на полученные результаты мы можем судить о том, что для перехода на путь инновационного развития целесообразно осуществить структурную перестройку экономики.
Рассмотрим направления целевых программ как форм государственного регулирования развития инновационной экономики России и выявим приоритетные направления, в которых государство должно в первую очередь осуществлять перестройку.
Государство способствует формированию инновационных кластеров по следующим направлениям:
- формирование так называемых центров кластерного развития, способствующих поддержке, развитию, взаимодействию участников кластера;
- генерирование механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий путем стимулирования инновационной активности, повышения качества управления кластерами, содействия привлечения прямых инвестиций;
- формирование благоприятного микроклимата для развития кластеров, путем повышения профессионального образования, развитие объектов инновационной инфраструктуры, а также укрепления связей между участниками кластера, ведение разумной налоговой политики, снижение административных барьеров, выделения субсидий.