Введение
Развитие психологических аспектов можно обнаружить у Г.В.Ф. Гегеля в его философской антропологии. В самом начале XIX века он сформулировал задачу исследования "духа народов" в своей "Энциклопедии философских наук", а также он развивал идеи культурно-исторического подхода. Гегель развивает идею, что индивид, приобщаясь к обществу, обретает на этой основе подлинно человеческую сущность и становится личностью в меру овладения им накопленной человечеством культуры в сфере духа. Этот процесс осуществляется через образование, которое трактуется Гегелем в смысле культивирования, окультуривания человека.
...........
Учение Гегеля о человеке
Гегелевская концепция личности опирается на его общее учение о человеке. Базовым понятием для определения сущности человека у Гегеля выступает понятие «дух». Основными определениями духа являются «идеальность» и «свобода». Идеальность понимается у Гегеля не просто как одноактное снятие внешности или материальности, но как деятельность духа. Свобода состоит не только в самоопределении духа как субстанции, в его независимости от внешности, от материальной телесности, но и его способности порождать внешние формы своего инобытия, саморазвиваться и самовыражаться через эти формы инобытия, а через их познание снимать их внеположность и возвращаться к себе. Свобода как сущностное, субстанциональное определение духа рассматривается Гегелем как процесс движения духа к действительной свободе через различные стадии и ступени саморазвития и самопознания .
Ключевой категорией в объяснении природы человека у Гегеля оказывается категория отчуждения. Человек как субъективный дух и как физическое тело является отчуждением или порождением абсолютного духа. ...........
Заключение
Гегелевская философия является попыткой реализовать, безусловно, продуктивный и эвристически ценный диалектический принцип культурно-исторического познания, согласно которому сущность личности есть саморазвивающаяся в культурно-историческом пространстве субстанция, как творческая, сама себя развивающая деятельность личности. Тем самым личность рассматривается, во-первых, в ее конкретном единстве с обществом на определенной стадии его исторического развития, во-вторых, в ее становлении и развитии в ходе всемирной истории, которая оказывается ареной реализации и развития личности. Деятельно-исторический подход к сущности человека является огромной заслугой Гегеля.
Действительной, творческой, самодеятельной личностью в философии истории Гегеля является абсолютная идея (объективный дух, чистая мысль, отчужденная от конкретного материального человека).
.............