ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике приобретают все больший вес условия продажи товаров. Так, для содержания каналов товародвижения предприятия вынуждены реализовывать продукцию с отсрочкой платежей, требует разработки специальной финансовой политики, обеспечивающей эффективность таких действий предприятий без потери ими финансовой устойчивости.
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют очень большое значение для предприятий, функционирующих в условиях рынка. Умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания необходимого уровня ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности предприятия.
Особенно актуальным представляется анализ и управление дебиторской задолженностью для предприятий, в которых большая часть хозяйственных операций заключается в движении средств и финансовой документации, а не материальных потоков. У таких предприятий значительная доля текущих активов приходится именно на дебиторскую задолженность. Управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в период инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1. Понятие и классификация дебиторской задолженности
В процессе деятельности предприятие не всегда осуществляет расчеты с другими предприятиями или физическими лицами одновременно с передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг. В связи с этим возникает дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это составляющая оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам по оплате товаров, продукции или услуг [29, с. 244]. Основная цель управления дебиторской задолженностью заключается в минимизации ее размера и сроков инкассации долга [34, с.159].
Дебиторской задолженностью являются суммы денежных средств и их эквивалентов, до получения в течение или 30-60 дней, или года, или операционного цикла предприятия, в зависимости от того, что является более продолжительным, в счетах-фактурах, иных счетах, векселях, бюджетных платежах, ордерах подотчетных лиц, ведомостях полученных авансов, претензиях, судебных решениях, взносах учредителей в уставной фонд и по налоговому кредиту[16, c.45]. Суммы со сроком оплаты, что еще не истек, называют действительной дебиторской задолженностью, а с просроченными сроками оплаты – денежным долгом. При этом суммы, имеющие кредитовое сальдо (переплату или предварительную оплату), в дебиторскую задолженность не включаются. Таким образом, дебиторская задолженность – не полученные денежные средства, как те, по которым договорный срок уплаты еще не наступил, так и те, по которым он уже прошел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система управления дебиторской задолженностью представляет собой часть всеобщего управления оборотными активами и маркетинговой политикой компании, устремленной на расширение объема реализации продукции, и заключающейся в оптимизации всеобщего размера такой задолженности и обеспечении своевременной ее оплаты
По результатам исследования системы управления дебиторской задолженностью можно сделать ряд выводов.
Во время работы выяснилось, что дебиторская задолженность - неотвратимое следствие присутствующей в текущее время системы денежных расчетов между организациями, при которой неизменно имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, услуги между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, ее состав, структура и качество, а также интенсивность, их рост либо уменьшения оказывают огромное воздействие на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние компании. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходим для оценки финансового состояния, платежеспособности и мобильности компании.