Введение
Актуальность темы исследования. Основная тенденция современной российской экономики направлена на расширение конструктивного взаимодействия государства и бизнеса в развитии тех социально-экономических сфер, которые на данный момент являются капиталоемкими и низкоприбыльными. В своем развитии Россия должна опираться не только на национальный опыт построения рыночных отношений, но и учитывать современные общемировые экономические тенденции.
Мировое сообщество в последние десятилетия широко использует новые методы решения назревших экономических проблем в своих государствах. Одним из существенных на современном этапе является механизм слияния в партнерские отношения с одной стороны частного бизнеса, а с другой стороны – государства, который получил название ГЧП. В России в последние годы тематика ГЧП активно разрабатывается органами исполнительной власти, наукой и образовательными учреждениями. Однако, несмотря на длительную подготовительную работу органов государственной власти, ГЧП тяжело вводится в правовой и хозяйственный оборот. Перед страной все еще стоят сложные проблемы концептуального, институционального, организационного, хозяйственно-правового плана по становлению и развитию механизма ГЧП.
В России существуют десятки регионов, где нужно строить или реконструировать дороги, мосты, больницы и теплоэлектростанции, спасать от разрушения жилые дома, здания театров и библиотек, а также «охраняемые государством» памятники архитектуры. Где нужно осуществлять модернизацию устаревших производств, шахт, причалов, строить жилье, потому что количество нуждающихся в нём превысило критическую массу, угрожающую социальной стабильности. В условиях дефицита необходимых ресурсов власть вынуждена апеллировать к бизнесу, предлагая ГЧП - некий организационный и финансовый альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до оказания различных услуг.
ГЛАВА 1.Теоретические и научно-технические аспекты ГЧП
1.1.Понятие и структура ГЧП. Концептуальные основы партнерства государства и частного сектора
Понятие и механизмы ГЧП давно и прочно укоренились и используются в мировой практике привлечения частных компаний для долговременного финансирования общественной инфраструктуры и управления ею, включая широкий круг объектов – транспорт, ЖКХ, благоустройство и т.п .
Термин «ГЧП» впервые появился в экономической литературе в 1980-е годы в связи с либерализацией деятельности предприятий – естественных монополий. ГЧП представляет собой экономическое, организационное и институциональное взаимодействие государства и бизнеса, основной целью которого является мобилизация финансовых ресурсов для реализации общественно значимых инвестиционных проектов в различных секторах экономики .
В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально-ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остаётся источником и ускорителем процесса, приращения общественного богатства .
Заключение
За непродолжительный период существования современного российского государства можно проследить развитие взаимоотношений государства и бизнеса в сфере научно-технических инноваций по разным направлениям, динамика некоторых из которых противоречит друг другу.
Развитие ГЧП в сфере научно-технических инноваций – сложный процесс, сопряженный со многими трудностями в сфере правового регулирования, институционального оформления, выработки финансовой политики и пр. Развитие ГЧП в инновационной сфере России происходит нелинейно и разнонаправлено. Если по некоторым направлениям и можно отметить несомненный успех, то в большинстве случаев научно-техническое ГЧП в Российской Федерации сталкивается с серьезными административными, психологическими и структурными проблемами. Государство, которое в инновационном процессе в первую очередь выполняет функции активного участника, а не внимательного регулятора, и не уделяет должного внимания инициации и поддержанию сетевых взаимосвязей, вряд ли можно считать успешным в деле инновационного развития страны. Доминирующая роль государственного сектора в инновационной сфере опасна с точки зрения чрезмерной централизации научных, производственных и финансовых ресурсов и их концентрации в рамках ограниченного числа проектов с узким кругом участников.