"Речевой этикет в документе"
Введение
Документ – это официальная форма общения людей, организаций или даже государственных субъектов с целью обеспечения благоприятных деловых отношений в какой-либо сфере человеческой жизнедеятельности. Письменная форма общения в документе предполагает наличие стандартных, клишированных фраз, функционирующих в документе посредством фраз речевого этикета. В настоящее время можно обнаружить большое количество исследований проявления речевого этикета в различных жанрах официально-делового общения, однако жанр документа сильно отличается от других официально-деловых жанров, в связи с чем можно говорить об особых формулах речевого этикета в документе. Следовательно, неоспорима актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть речевой этикет в документе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
............
1. Особенности документа в рамках официально-делового стиля
Документ – это письменная форма деловой речи, которая является, с точки зрения Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева, совокупностью стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых отношениях .
Исходя из данного определения понятия деловой речи, можно утверждать, что документ следует относить к официально-деловому стилю. Следовательно, документ обладает основными характеристиками официально-делового стиля, который, как правило, используется при официальном общении людей, при составлении законодательной базы и ее использования. В официально-деловом стиле прослеживается функция обслуживания взаимоотношения населения с правительством страны, в общем, и взаимоотношения между организациями и государственными субъектами, в частности. С точки зрения И.С. Лобашевской, в официально-деловом стиле можно обнаружить предписания отдельных государственных служащих или целого государства, а также увидеть состояние дел в определенной сфере делового общения .
...............
Заключение
В данной работе нами рассмотрено явление речевого этикета в жанре документации. Согласно поставленным задачам, мы выяснили, что документ является жанром официально-деловой речи, следовательно, обладает основными характеристиками, присущими данному функциональному стилю:
• детальностью изложения информации;
• однозначностью информации, отсутствием различных толкований лексики;
• официальностью информации;
• строгостью повествования;
• употреблением лексики в прямом нейтральном значении;
• отсутствием образности;
• строгой логической последовательностью изложения информации.
............
"История становления культуры речи как науки и учебной дисциплины"
Введение
Современное общество можно охарактеризовать интенсивным развитием различных речевых коммуникаций, причем основным источником коммуникаций в настоящее время становятся инновационные технологии, следовательно, постоянно появляются новые формы и жанры общения. Использование речи в процессе коммуникации изучается сегодня различными науками: стилистикой, прагматикой, психолингвистикой, лингвистикой текста и т.д. Рассматриваемая в данной работе дисциплина культура речи является одной из многих дисциплин, изучающих нормы речевого общения в той или иной сфере коммуникации, причем методы исследования данной дисциплины часто совпадают с методами других научных дисциплин.
В связи со всем вышесказанным, очевидна актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть историю становления культуры речи как науки и учебной дисциплины.
.............
1. Понятие культуры речи
Определить понятие культуры речи довольно сложно, поскольку данный термин признается многозначным большинством исследователей. С точки зрения Т.П. Плещенко, Н.В. Федотовой и Р.Г. Чечет, культуру речи можно понимать как синоним культуры языка, которая подразумевает образцовые письменные тексты и их языковые свойства в общем смысле. Данное понимание культуры речи можно считать более широким. В более узком смысле под культурой речи следует понимать реализацию языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, как письменного, так и устного .
С точки зрения В.В. Соколовой, дефиниция понятия «культура речи» включает в себя три аспекта. В первом ракурсе под культурой речи следует подразумевать систему знаний и умений, которые помогают человеку правильно строить речевые высказывания с целью решить коммуникативные задачи общения. Со второго ракурса культура речи – это сама система свойств и качеств речи. С третьего ракурса культура речи рассматривается с точки зрения области лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи .
...........
Заключение
Согласно цели работы, мы рассмотрели историю становления культуры речи как науки и учебной дисциплины. Для достижения цели мы, в первую очередь, изучили понятие «культура речи» и пришли к выводу, что многозначность данного термина приводит к наличию различных методов исследования учебной дисциплины «культура речи».
Рассмотрев различные дефиниции понятия «культура речи», мы пришли к выводу, что основным значением данного понятия является правильность и уместность использования языка в речи и в общении. Из этой дефиниции вытекает определение понятия «культура речи» как самостоятельной науки, изучающей правильность и коммуникативную целесообразность речевой культуры.
Наука и учебная дисциплина «культура речи» развивалась из учения риторики со времен Древнего Рима и Древней Греции.
..................