Введение
Актуальность темы. Уровень развития цивилизации, нравственно-культурного пласта любого общества виден в общесоциальном плане в отношении этого общества к старикам и детям. Цивилизованное общество должно защищать права несовершеннолетних всеми имеющимися в его распоряжении правовыми средствами, если хочет быть демократическим, создавать и укреплять основы своего правового государства. Дети, молодежь – это будущее каждой страны, и от того, в какой социально-правовой обстановке растут и развиваются юные граждане, каков уровень юридической защиты их прав и законных интересов, в значительной степени зависит, будет ли жизнь в этой стране благополучной. Не ответят ли обществу дети, став взрослыми, за пренебрежение конституционной обязанностью защищать права детей – антисоциальностью их личности и поведения. Появление этих и многих других, более тяжелых последствий правовой незащищенности несовершеннолетних, к сожалению, факт нашей современной жизни.
Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Снижение уровня жизни части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений привели к серьезным нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня большое число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие акты действующего законодательства .
Глава 1. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
1.1. История становления и развития правового регулирования прав и интересов детей
История развития взаимоотношений родителей и детей имеет свои ключевые особенности, проявляющиеся прежде всего в модификации соотношений социального и правового статуса участников семейных правоотношений. На протяжении различных исторических этапов правовой статус несовершеннолетних определялся характером отношения общества к детям, той социальной ролью, которую взрослые отводили в нем ребенку. Основной составляющей этого отношения являлось понятие о ценности ребенка как члена общества, которое, в свою очередь, определяло стиль отношения к его воспитанию.
Автор известной психогенной теории истории детства Ллойд Демоз подразделял всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствовал конкретный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми . В качестве таковых исследователь выделял следующие стили.
1. Стиль детоубийства (с древности до IV в. н.э.). Он характеризовался массовым инфантицидом в отношении детей, которых родители по тем или иным причинам не могли или не хотели кормить и воспитывать. Детоубийство в истории Античности было повседневным и общепринятым актом. Домовладыка в Древнем Риме имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи своих детей и т.п. С течением времени эта крайняя власть постепенно смягчалась. В конечном итоге она свелась к праву отца применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей и пр. . Вместе с тем и в более поздние времена по Законам XII таблиц убийство детей не считалось преступлением. Ребенок, который не был безупречен по внешнему виду, мог быть убит.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Положения ст. 17 Конституции РФ позволяют сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений. В таком контексте под правовым статусом ребенка следует понимать совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным (родовым) и индивидуальным правовыми статусами.
2. Право ребенка как всякое другое субъективное право есть предоставляемая государством каждому несовершеннолетнему мера возможного поведения. При этом, ребенок как субъект принадлежащих ему прав является участником семейных правоотношений, возникающих между родителями и несовершеннолетними детьми, не обладающими соответствующими обязанностями. Государство, не будучи участником семейных правоотношений, связанных с воспитанием детей, выступает в качестве гаранта обеспечения прав ребенка.
3. Ребенок в семье обладает рядом взаимосвязанных и взаимозависимых прав, определяющим из которых является его право на семейное воспитание.
4. По своей значимости личные права ребенка превосходят иные личные права гражданина и даже других членов семьи, что объясняется прежде всего тем, что обладателями подобного рода прав являются полностью или частично беспомощные (недееспособные) лица. И от степени защищенности принадлежащих им прав, особенно в семье, во многом зависит, каким станет человек в будущем.