Введение
В последние годы XIX века в новаторских кругах — прежде всего французского искусства — возникают течения, противопоставляющие себя импрессионизму (хотя к этому времени «победа» импрессионизма над традиционным академическим и салонным искусством еще далеко не была решающей). Уже Сезанн с его установкой на тяжело весомую объемную архитектонику картины, на обобщающий образ не ставил себе задачей передачу мимолетнего состояния природы, с особенностями атмосферы, определяемыми «часом» этого состояния. Это открывало ему путь к более мощному звучанию цветовых отношений, которым он лепил («моделировал») обобщенно воспринятые формы природы. Он мечтал о создании фресок (или панно) со сценами быта, отражающими важные стороны жизни человека в обществе. Но он не дошел до осуществления этой задачи. А между тем потребность в получении от искусства обобщающих мировоззренческих импульсов ощущалась у зри¬телей, поскольку связи между ними и художниками еще не были без¬надежно нарушены.
В качестве предшественников экспрессионизма нередко ссылаются на бельгийского художника, англичанина по рождению, Джеймса Энсора (1860 —1949), норвежца Эдварда Мунка (1863 —1944), швейцарца Ферди¬нанда Ходлера (1853 —1918) и голландца, развившего свое творчество на почве французской школы, Винсента Ван Гога. ...........
Ван-Гог как предшественник экспрессионизма
Экспрессионистическое искусство, расслабленное и испуганное жизнью, если и пыталось порой, оглядываясь на Ходлера, вернуть кар¬тине конструктивность и оценить потенциальные возможности повышен¬ной выразительности линий, ритма и открытого цвета, то никогда не поднималось до его пафоса и волевой мощи (примером может служить ряд работ Ф. Марка, М. Бекмана и других). Уж слишком были различны разрушительные тенденции экспрессионистского декаданса и выстра¬данная мажорность гражданина горной республики.
Органичней оказалась близость экспрессионистов к Ван Гогу. Не имея возможности здесь сделать попытку всестороннего анализа такого сложного и противоречивого явления, как этот художник, укажем на некоторые стороны проблемы близости Ван Гога к экспрессионизму, а также на некоторые, нередко неучитываемые, черты реалистической основы его творчества. Он был всей душой с людьми труда и нужды, с обездоленными, униженными и оскорбленными. И он верил в жизнь, опьянялся красотой природы, ее торжествующим праздником, огнем солнца, золотом подсолнечников, симфониями осенних виноградников, подобными морю бескрайними холмами полей. И больше всего его увле¬кали люди, телесный облик и душу которых он выстраданно хотел понять, раскрыть и воспеть.
................
Заключение
Экспрессионизм складывался на фоне мощного экономического развития Германии и экспансии ее в мир, что выразилось в росте примитивного национализма, милитаризма, демагогии в политике, монетизации всех сторон жизни, упадке общественной морали, торжестве филистерства и утилитаризма. Картинка, в общем, похожа на ту, которую, с оговорками, мы наблюдаем сейчас в России.
Экспрессионизм противопоставлял этой двухмерной жизни дух, миф, тайну, веру, метафизику, трагедию и поэзию. Не пренебрегая, впрочем, и социальной критикой. Его идеология складывалась из средневековых легенд, немецкого романтизма, иррационализма Ницше, экзистенциализма Кьеркегора, теософии Штейнера, фрейдизма Фрейда.
Формальными предшественниками экспрессионизма стали готика, немецкое барокко, искусство Босха, Гойи, Грюневальда, Эль Греко, опять же романтизм, примитивы, а также неевропейские культуры: Индия, Япония, Египет, Китай, Полинезия, - в общем, все неклассическое. Классическое же - т.е. происходящее из греко-римской традиции - экспрессионисты оставляли романским народам, которые порождали, по их мнению, дух формы - в отличие от германцев, порождающих чистый дух.
................