Содержательные границы данного эссе предполагают обращение к нескольким направлениям в психологии: бихевиорально-когнитивному, динамическому и гуманистическому. С целью более качественного анализа поведенческих и личностных особенностей выбранного персонажа дадим краткую характеристику этих направлений.
Бихевиоризм считает главным предметом исследования поведение человека, которое осуществляется по формуле «стимул – реакция». Когнитивное направление основывается на выведении знаний в статус определяющего компонента поведения, что является своеобразным ответом бихевиоризму – не сознание, а знание характеризует сущность личности человека и руководит его поведением. Гуманистическое направление признает в качестве основы исследований саму личность как уникальную целостную систему, способную к саморазвитию, к реализации собственных возможностей. Динамическая психология изучает мотивацию поведения, влечения, делает акцент на эмоциях и конфликтах человека. Непрерывная динамика, изменение, развитие, активность отражают стремление человека к достижению поставленной цели.
Таким образом, мы проанализировали личностные и поведенческие особенности персонажа фильмов «Унесенные ветром» и «Скарлетт», исходя из позиций динамической, гуманистической и когнитивно-бихевиоральной психологии. Можно сделать вывод о том, что специфика психологических качеств выбранного персонажа соответствует основным положениям каждого из указанных направлений. Иными словами, нам удалось провести психологический анализ личности Скарлетт потому, что ее мировоззрение развивалось именно по такой «схеме», какая была предложена гуманистической и динамической психологией; ее поведенческие реакции полностью подтверждали формулу бихевиоризма; ее уровень знаний доказывал правильность выводов когнитивной психологии.