В основе формирования личностных качеств индивида лежит общая система устройства человеческого организма, рассматриваемая в качестве совокупности физических и физиологических характеристик человека, наследуемым им передаваемым дальнейшим потомкам.
Сегодня, благодаря многочисленным экспериментальным данным последних лет, известно, что не только природа некоторых свойств нервной системы является наследственной, также и множество индивидуальных психологических свойств являются характерными для определенного круга кровных родственников. Это положение верно для таких критериев как эмоциональность, импульсивность, активность, социабельность и др.
Комплексный подход к исследованию предпосылок формирования личностных качеств, природных основ персонального развития, позволяет не только рассматривать биологические характеристики человека как «компоненты» приземленной системы, которые поэтапно включаются в механизм более высокого порядка – «личность», но и подразумевает разъяснительный принцип: каким именно образом происходит подобное включение.
Понятно, что каждый конкретный человек берет от природы строго фиксированный набор «норм реакции». В силу своей общей конституции это биомеханические, биохимические, нейрофизиологические, соматические, и прочие свойства. В итоге биологического развития индивидуума у него образуется персональный уровень обмена и мышечного развития, вычленяются определенные свойства нервной системы и т. д. Такие персональные иерархические и устойчивые организованные биологические элементы с самого раннего возраста включены в выполнение самых разнообразных видов деятельности – от рефлексов (сосательного и хватательного), до поведенческих (в процессе игры, учебы, трудовой деятельности).
Поэтому из вышесказанного следует, что врожденные анатомические и морфологические особенности мозга выступают предпосылками и задатками не столько интеллектуальных личностных способностей, развитие которых эффективно поддается внешнему воздействию, сколько темперамента человека. Темперамент при этом необходимо рассматривать как зачатки второго уровня, где важнейшими элементами личностных качеств человека, его характера, интеллекта, характера и прочих свойств личности являются особенности активности и эмоциональности. Отсюда следует, что понятия «интеллект» и «темперамент» не являются отдельными и взаимоисключающими в процессе личностного развития. Они органически переплетены и взаимовключены друг в друга, как необходимый задаток, показатель развития личности, трансформирующий социальное влияние на организм.
Таким образом, предпосылкой процесса формирования личности является взаимодействие как биологических, так и социальных компонент существования человека. На развитие личности изначальное влияние оказывает генетический код отца и матери, под воздействием которого зарождаются особенности физического и физиологического состояния, особенности психики, напрямую влияющие на развитие личности. Дальнейшее формирование обусловлено внешней средой: условия существования, люди, их культура, отношение к себе и взаимодействие с миром, между собой – целый комплекс факторов, образующих персональную систему человеческих качеств.