Введение
Актуальность темы заключается в том, что в условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.
Социальная работа – особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социальных гарантий и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению способностей людей в социальном функционировании.
...........
1 Профессиональные качества личности как основа успешности профессиональной деятельности
1.1 Профессиональные качества: подходы к определению понятия
Анализ публикаций различных исследователей по данной проблеме показывает, что под профессиональными качествами понимается система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональные качества (ПК) личности специалиста рассматриваются в работах личностно - ориентированного, личностно - деятельностного, контекстного, акмеологического подходов. При этом аналогичными профессиональными качествами принято считать профессионально - значимые, профессионально - личностные, личностно-деловые, профессионально - необходимые качества личности специалиста. В психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получили следующие категории: «профессионально значимые качества» (Ф.Н. Гоноболин, Н.В, Кузьмина, В.А. Сластенин), «профессиональные качества» (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков), «профессионально значимые личностные качества» (А.К. Маркова, С.В. Кондратьева, Л.М. Митина) [36,41, 44].
..........
Заключение
Профессиональные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. Они являются, с одной стороны, предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, сами совершенствуются, развиваются в ходе деятельности.
В настоящее время принципиально изменяется подход к подготовке квалифицированных специалистов в сфере социальной работы: вместо обучения квалификации и развития профессиональных качеств ставится задача формирования профессиональной компетентности. Социальная и профессиональная компетентность отражают разные стороны деятельности человека.
..............