Введение
Одной из самых важных и актуальных тем, изучаемых современной психологией является проблема психологических особенностей личностного самоопределения успешного предпринимателя, а, следовательно, и успешности личности в карьере.
Исследование проблем влияния личностных качеств на профессиональную деятельность и проявление успешности в ней, как одной из ведущих жизненных ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Ученые философы, социологи и психологи представляли историю формирования ориентации на успех как концентрированное выражение духа всей западной цивилизации.
В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривались определенные прикладные аспекты изучения проблем успешности и влияния личностных качеств человека на ее проявление. Но к сожалению данная проблема в отечественной психологии носит недавний характер ибо это было связано с событиями последних двух десятилетий: смены общественно-исторического строя, переориентации промышленности на «рельсы» рыночной экономики, что резко повысило актуальность исследования данной области науки. Причем речь идет не о «буме» управленческой деятельности, а о том, что теория и психология управления наконец-то начинают обретать свое истинное – нормальное место, как психология менеджмента за рубежом. Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры специалиста любого профиля. Условием эффективной деятельности, а в конечном итоге и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей, наличие таких личностных. Профессиональных качеств, которые в целом и основном определяют успешность человека в деятельности и жизни в целом. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни общества. Например, средства массовой коммуникации, обращаясь к теме психологических аспектов решения многообразных житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения профессионального успеха.
Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный.
Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.
Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит (она как бы служит критерием успеха). В тоже время, субъективная оценка связана с внешними параметрами – тем, что для окружающих является символами успеха (заработная плата, престиж, признание).
Успех связан с социальной природой человека, с проявлениями его сущностного, личностного начала. Именно нормальное психологическое развитие личности возможно при динамическом равновесии двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляется тенденция взаимодействия личности с обществом: “включенность” в социум и “обособлением” от него, то есть слиться с общностью, быть единым с нею, но в тоже время выделиться, быть замеченным в своих действиях, признанным. Противоречие между этими тенденциями задает главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности.
Большинство исследований по данной проблеме проводилось на американских или западно- европейских выборках, т.е. их результаты нельзя в чистом виде использовать в условиях современной России. Те же исследования, которые проводились в нашей стране, носят специфическую направленность: изучались условия успешной деятельности предпринимателей, руководителей, тренеров и т.д.
В целом же исследований, выявляющих личностные характеристики, способствующие успешности предпринимательской деятельности человека вне зависимости от имеющейся профессии, занимаемой должности, не проводилось.
Именно поэтому данная проблема и выделяется как основа нашего исследования, целью которого стало выявление психологических особенностей личностного самоопределения успешного предпринимателя и путей достижения успеха в сложившихся социально-экономических условиях России.
Объектом исследования являются предприниматели, достигшие успешности в карьере.
Предметом исследования являются психологические особенности личностного самоопределения успешного предпринимателя
На основе выделенной цели, предмета, объекта исследования мы выдвигаем гипотезу о том, что на успешность и неуспешность предпринимательской деятельности оказывают влияние психологические особенности личностного самоопределения и влияют такие качества как самооценка, направленность, эмоциональная устойчивость, независимость суждений, социальная смелость, уровень тревожности, адаптационные способности, мотивация к достижению.
В соответствии с целью и гипотезой выделяем следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, научную литературу по теме исследования;
2) определить психологические характеристики личностного самоопределения, способствующие успешной предпринимательской деятельности;
3) определить психологические условия успешности личности в сложившихся социально экономических условиях;
4) определить методы диагностики психологических особенностей личностностного самоопределения успешного предпринимателя;
С целью реализации поставленных задач и проверки гипотезы использовались различные методы:
- анализ литературы;
- констатирующий эксперимент;
- тестирование;
- наблюдение.
В качестве методологической основы нашего исследования выступают следующие научных принципах психологии.
1. Принцип детерминизма как обусловленность успешности личности сформированностью качеств зрелой личности (Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович А.А., Франкл В., Фромм Э., Берн Э., Юнг К.Г., Хорни К., Зинченко В.П.).
2. Принцип развития: успешность как динамическая система, проявления которой зависят от поэтапного формирования качеств личности (Фрейд З., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Зинченко В.П., Ливербух Б., Фельдштейн Д.И.).
3. Принцип историзма: личность и её составляющие рассматриваются в контексте исторической эпохи, в которой проходит её развитие и социализация (Хорни К., Юнг К.Г., Розов В.С., Пряжников Н.С., Московичи С., Вагин И.).
4. Принцип целостности: успешность личности рассматривается в различных сферах деятельности и соотносится с требованиями эпохи, в которой она развивается (Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Франкл В., Мейли Р., Вагин И., Мененгетти А., Пряжников Н.С., Розов В.С.).
Теоретической основой работы явиляются фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области:
- психологии личности: индивидуальная психология А. Адлера, культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, психология субъекта и его деятельности С.Л. Рубинштейна, социально-психологический подход В.Н. Мясищева, динамический подход к психологическому анализу деятельности и смысловых образований личности А.Н. Леонтьева, системно-деятельностный подход Б.Ф. Ломова, психология индивидуальности В.С. Мерлина, персонализация личности в социогенезе А.В. Петровского и В.А. Петровского, развитие жизненного пути субъекта К.А. Альбухановой - Славской и В. Н. Василюк;
- психологии успеха (Фромм Э., Дрейкус - Фергюссон Е., Адлер А., Козлов Н.И., Вагин И., Тульчинский Г.А., Прихожан А.Н., Джеймс У., Джонгвард Д.);
Практическая значимость. Разработки представленные в работе могут быть использованы в профориентационных и кадровых службах, центрами занятости населения в области подготовки и переподготовки кадров. В оказании психологической помощи лицам занятым предпринимательской деятельностью.
Базой исследования явился ПСВ КФ МОСУ центр профориентации и занятости населения. Выборку составили 35 человек, 12 из которых являются успешными в карьере, а 13 – являются безработными или занимают не престижные должности и застыли в карьерном росте, 10 студенты выпускного курса экономического факультета.
Работа состоит из 3-х глав, введения, заключения, списка используемой литературы.
Понимание успеха — как признания, популярности в обществе, признании социального статуса и положения, соответствующем авторитете. В данном случае в успехе фокусируется общественное признание способностей человека, степени его одаренности, талантов. Но для успеха-популярности обладания ими недостаточно, личности необходимо суметь еще и “преподнести” себя. По словам американского психолога Э. Фромма, (118) “каждый из нас должен предложить особый тип личности, который независимо от их различий должен удовлетворять одному условию — пользоваться спросом”. Данная форма ориентации на успех, успех-популярность, достаточно характерна для психологии личности конкурентного, рыночного общества, но ее гиперразвитие чревато психологический неблагополучием.
Для психологически здоровой личности важно не простив стать знаменитой любой ценой, завоевать уважение, популярность, получить социальное признание, иметь успех. Самосознание и самооценка личности проявляются в избирательной значимости успеха или неуспеха для нее самой, в среде “значимых других” (семьи, друзей, коллег по профессии, авторитетных экспертов). Это дает основание говорить о второй форме успеха - успехе как признании авторитетными “значимыми другими”. Именно в этом проявляется избирательность личности, для которой важен не любой успех, не любое признание, только значимое для нее самой. Лишь в этом случае признание выступает реальной силой, побуждающей к деятельности.
Для формирования и развития личности важен не только успех как признание результатов ее деятельности, но и успех как преодоление, разрешение конкретных проблем и противоречий жизни. Это третья форма человеческого успеха — успех-преодоление и самопреодоление. История свидетельствует, что жизнь подавляющего большинства выдающихся людей, отмеченная знаком успеха, была до предела насыщена борьбой. Им непрерывно приходилось преодолевать бесчисленные преграды, напрягая свои способности и волю, вкладывая колоссальный труд в дело, которому они себя посвятили. Успех как преодоление является важным фактором развития личности. Он выступает не просто как преодоление каких-то внешних преград, но как самоопределение, самостановление, самотворчество личности. Достижение успеха при разрешении, казалось бы, непреодолимых проблем и полученный при этом опыт преодоления трудностей составляют ценный багаж для самотворчества личности. Они являются основой того, чтобы для самой личности ее собственные деятельные силы стали реальностью, были осознаны, оценены, освоены как фундамент дальнейшего самостановления и самовыражения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 334с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 229с.
3. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. – М., с. 113-114.
4. Агеев В.С. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991. 3. Адлер А. Наука жить. - Киев, 1997.
5. Бакштановский Я.Я, Согомонов Ю.В, Чурилов В. А Этика политического успеха. - Тюмень; - М., 1997. С. 37—68; 119—145.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988. С. 338-351.
7. Бернс Э.Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
8. Борянцева А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимательства // Педагогика. – М., 1995. №5
9. Буева Л.И. Человек в деятельности и общение. – М., 1978. – 216с.
10. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр, 1995. №1. – с.71-79.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №5.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: - Киев.,1988. –144с.
13. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии, 1984. №4.
14. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: Психологические секреты профессии. – М. 1992.-168с.
15. Зайденберг Ю.Б. Жизненные цели, планы и проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Школа и производство. 1988. №12.-с.13-15.
16. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.,1994.-с.3-4.
17. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека трудовой деятельности. – М., 1992. – 94с.
18. Ковалев В.И. Профессия и мотивация // Психологические вопросы профессиональной пригодности. – 1981. – с.53-56.
19. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. – М.,1992.- 221с.
20. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993. – 96с.
21. Кузнецова И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии / Способность и деятельность. – Ярославль, 1989. – с.35-46.
22. Левкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.,1975.- 256с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.-с.303.
24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – Изд-во МГУ. 1971.-с.40.
25. Леонтьев А.Д. Самореализация и сущностные силы человека. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева – М., 1997.-336с.
26. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии . 1975. №2. – с.31-45.
27. Магун В Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. №1.-с.47-62.
28. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
29. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997.
30. Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. – М., 1999.
31. МашковаИ.Н., Малов.С.Л. Психология производственого обучения: Методическое пособие. – М., 1990. – 207с.
32. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4. – с.28-30.
33. Могилёвкин Е. Личностные факторы и карьера // Прикладная психология и психоанализ. 1998. №2
34. Мотивация и деятельность: В 2т. - М., 1986.Т.2.С 78—145.
35. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. – М., 1991.
36. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. С. 43—89.
37. . Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
38. Налчаджан А.А. Я-концепция. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.
39. Ниемела П. Деятельность, познавательные и эмоциональные изменения в переломный момент жизни // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. С. 121—124.
40. Палей И.М., Магун В.С. Психологические характеристики личности и предпосылки её социальных потенциалов // Социальная психология. – Л., 1979.
41. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив
42. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М., 2000.
43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –Воронеж, 1996.
44. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии.1995.№1. – с.62-71.
45. Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала (под ред. В.А. Бодрова и др.) – М.,1991.
46. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.,1958. –133с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – М.,1946. – 704с.
48. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.,1973.
49. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. – Свердловск. 1986.
50. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебное пособие. – 1995. – 100 с.
51. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1997. №2. – с.27-35.
52. Теоретические основы непрерывного образования. / Под ред. В.Г.Онушкина. – М.,1987. – 208 с.
53. Бугров С. Трансформация массового сознания: на пути к глобальному мышлению // Мировая экономика и международные отношения. 1993. №7. – с.77-87.
54. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. – 96с.
55. . Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л., 1990.
56. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- М 2003.
57. Янкавичюс С.В. Формирование мотивации выбора профессии старшеклассников средствами радио и телевидения. – Вильнюс. 1979. – 153с.