Введение
Такие экономические показатели, как спрос, предложение и цена относятся к основным элементам рынка. Именно их взаимодействие и образует рыночный механизм, который можно представить в виде объединения продавцов и покупателей для формирования спроса и предложения блага.
Так, спрос определяется определенным количеством продукции, на приобретение которой у каждого конкретного покупателя есть своя цена из аналогичных показателей за определенный промежуток времени. Основными моментами в данном определении являются: наличие конкретной шкалы цен и определенный временной отрезок. Благодаря изменению цены меняется спрос. Именно эта формулировка и определяет закон спроса.
Предложение может быть представлено в виде определенного количества продукции, которую готов произвести субъект хозяйствования для дальнейшей реализации по определенной цене из конкретного ряда цен в определенный временной промежуток.
*
*
Глава 2. Перекрестная эластичность спроса
Очевидно, что есть случаи, когда спрос на один товар зависит от изменения цены на другой товар (например, в период энергетического кризиса и сопутствующего ему роста цен на бензин резко упал спрос на мощные автомобили с большим расходом горючего). Зависимость спроса товара х от изменения цены товара у определяется с помощью так называемой перекрестной эластичности спроса:
Перекрестная эластичность проявляется при рассмотрении взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Взаимодополняющие товары имеют отрицательную перекрестную эластичность спроса (т. е. с ростом цены одного товара потребление другого товара падает). Приведенный выше пример с бензином и автомобилями как раз свидетельствует о том, что эти товары дополняют друг друга и имеют отрицательную Exy Взаимозаменяющие товары имеют положительную перекрестную эластичность спроса, т. е. с ростом цены товара х количество товара у, на которое предъявляется спрос, растет. К взаимозаменяющим относятся любые конкурирующие товары, и повышение цены, положим, на автомобили марки «Форд» повысит спрос на автомобили «Крайслер».
*
Заключение
Теория спроса и предложения составляет основу той рыночной модели, которая господствует в большинстве развитых стран. Относительная простота формулировок, наглядность и хорошая прогнозируемость привели к тому, что эта концепция приобрела огромную популярность у ученых и экономистов всего мира.
Основы теории спроса и предложения были заложены еще знаменитыми апологетами рыночной экономики А. Смитом и Д. Рикардо. Впоследствии эта концепция дополнялась и совершенствовалась, пока не приобрела современный вид.
Теория спроса и предложения базируется на нескольких основных понятиях, ключевыми среди которых являются, естественно, спрос и предложение. Спрос представляет собой значимую экономическую величину, которая характеризует потребность потребителей в том или ином товаре или услуге.