Введение
Одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения ребенка с родителей, учителей и других значимых взрослых на равных по положению сверстников.
Потребность в таком общении формируется у детей довольно рано и с возрастом только усиливается. Уже у дошкольников наблюдаются отрицательные последствия отсутствия общества сверстников отрицательно в развитии коммуникативных способностей и самосознания.
Взаимоотношения с ровесниками являются центром жизни подростка, детерминируя все остальные аспекты его поведения и деятельности.
..........
Глава 1. Теоретическое основание эмпирического исследования по изучению особенностей общения со сверстниками у подростков.
1.1. Общение и межличностное взаимодействие в социальной психологии.
Общение - это разносторонний процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности.
В процессе взаимодействия при общении выделяют три составляющих [5,12]:
1. коммуникативную (передача и обмен информацией между участниками);
2. интерактивную (взаимодействие общающихся, которое предусматривает обмен не только словами, но и действиями, поступками);
3. перцептивную (взаимовосприятие общающимися друг друга).
Коммуникативная составляющая характеризуется:
........
Заключение
В сфере общения в подростковом возрасте происходят значительные качественные перемены в сравнении с общением, например, младших школьников. Первостепенную роль начинают играть коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Общаясь с ровесниками, подростки активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно рефлексируют, саморазвиваются.
Основой для общения со сверстниками выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.
В ходе проведенного эмпирического исследования было установлено, что хотя в целом коммуникативные умения подростков развиты уже достаточно хорошо, однако существуют ярко выраженные проблемные моменты:
..........